Иванова Людмила Сергеевна

ivanova

Раздел I «Общие сведения о педагоге»

    1. Сведения о базовом профессиональном образовании

Наименование учреждения Дата окончания Специальность (включая дополнительную) Присвоении квалификации (включая дополнительную)
Улан-Удэнское педагогическое училище 1994 г.

Воспитатель

Детского сада

Воспитатель

Детского сада

БГУ 25. 04. 2001 г. Дошкольная педагогика и психология Преподаватель дошкольной педагогики и психологии

 

  1. Сведения о присвоении квалификационной категории

Наименование квалификационной категории Дата присвоения Должность по которой присвоена квалификационная категория Срок ее действия
Первая 2013 г. Воспитатель 2013- 2018 г.г.
    1. Сведения о почетных званиях и наградах

1

Грамота от Комитета по образованию г.Улан – Удэ, 2010 г.

2

Грамота от Администрации МБДОУ № 95 детского сада «Рябинушка», 2011 г.

3

Грамота от Администрации Железнодорожного района

г. Улан – Удэ, 2012 г.

4

Грамота от Администрации МБДОУ № 95 детского сада «Рябинушка», 2011 г.

за I место в конкурсе

«Лучший мини – музей в

Детском саду»

5

Благодарность от Администрации МБДОУ

№ 95 детского сада «Рябинушка», 2010 г.

6

Благодарственное письмо от Попечительского совета МБДОУ № 95 д.с. «Рябинушка», 2011 г.

7

Грамота от Комитета по образованию г.Улан – Удэ,

2014 год

8

Диплом за участие в VI Всероссийском БОФ «Ребенок в пространстве будущего», г. Улан- Удэ, 2014 год

9

Диплом за 3 место в конкурсе «Вместе весело шагать»

2. Раздел II «Инновационно – педагогическая деятельность педагога»

2.1. Работа по теме самообразования

Тема самообразования Ожидаемые результаты Полученные результаты

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Развивить пространственное мышление;

Свободно выражать свой замысел;

Побуждать детей к творческим поискам и решениям;

Развивать творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Работа с разнообразным материалом;

Развивается чувство композиции, ритма,  колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности;

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

2.2. Прохождение курсов повышения квалификации

п/п

Тема курсов повышения квалификации Место прохождения курсов Название организации, осуществляющей повышение квалификации Сроки прохождения курсов Название и № документа

Коли

чество часов

1 «Компетентностный подход разработки программно-методического оснащения педпроцесса в ДОУ» г. Улан - Удэ ГБОУ СПО «Бурятском педагогическом колледже»

19.11.

2012- 25.11.

2012г.г.

Свидетельство о повышении квалификации

№ 5919

72ч.
2

«Технологии создания образователь

ной среды ДОО в условиях реализации ФГОС ДО»

г. Улан - Удэ ГАУ ДПО РБ «БРИОП»

20.01.

2016 – 29.01.

2016

Удостоверение о повышении квалификации

№65

72ч.

2.3. Творческие достижения моих воспитанников

Результаты творческой деятельности воспитанников Форма (конкурсы, выставки и др.), уровень, название, год Результат (количество победителей, призеров, участников), Название.

Конкурсы

1. Городской конкурс стенгазет от фонда «Подари мне жизнь» ко Дню Матери, 2015г.

2. Детский сад – конкурс на лучшее чтение стихов и исполнение песен о Родине,2015г.

3. Детский сад – смотр-конкурс «Новогодний дизайн групп к Новому Году»

4. Детский сад – смотр-конкурс «Новогодний дизайн оформления коридоров и лестниц»

5. Городской - конкурс творческих работ «Здравствуй, Белый месяц!»

1.1. Победитель Сулаева Арюна – грамота за I место

1.2. Призер группа №4 – грамота за II место

2.1. Призер Кацуба Лиза – грамота за II место (стихотворение)

2.2. Призер группа №4 – грамота за III место (песня)

3. Призер группа №4 – грамота за III место

4. Призер голубой коридор – грамота за II место

Выставки Детский сад - выставка детских работ, работ педагогов, родителей «Бурятское орнаментальное искусство

Раздел III «Результаты педагогической деятельности»

3.1. Самоанализ педагогической деятельности воспитателя

В дошкольном   возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности иважно создать вокруг ребенка чистую, духовноздоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье. В работе я опираюсь на материалы своей рабочей программы по гражданскому воспитанию «Мой город солнца», по которой работаю с 2007 года. На данный момент дополнительно работаю по своей рабочей программе «Будем радоваться!», в которой обозначила проблему духовно- нравственного воспитания детей на основе народных праздников, и проведение ежегодных календарных народных праздников стало доброй традицией нашего детского сада, которые с каждым разом совершенствуются и расширяются.

Цель моей работы: воспитание гражданских чувств и духовных ценностей у детей дошкольного возраста через приобщение к народным праздникам.

Задачи:

1. Развитие духовно-нравственных ценностей средствами народной культуры.

2. Формирование самооценки, понимания смысла своей жизни, моральное совершенствование через систему знаний о народной праздничной культуре и истории.

3. Воспитание национального самосознания и  патриотизма на основе изучения культурных традиций своего народа.

3.2. Участие в методической работе детского сада

(2015- 2016 учебный год)

Месяц Содержание работы Уровень
октябрь Фото - выставка «Бабушка рядышком с дедушкой» детский сад
ноябрь

конкурс стенгазет «Моя мама лучше всех»

конкурс на лучшее чтение стихов и исполнение песен о Родине

Смотр мини музея: «Неизведанное рядом» (свойства материалов)

городской

детский сад

детский сад

декабрь

Смотр-конкурс «Новогодний дизайн групп к Новому Году»

Смотр-конкурс «Новогодний дизайн оформления коридоров и лестниц»

детский сад

детский сад

январь

Проект «Сохранить здоровье чтоб…»

Смотр мини музея: «Родной город»

детский сад

детский сад

февраль

Конкурс творческих работ «Здравствуй, Белый месяц!»

Выставка детских работ, работ педагогов, родителей «Бурятское орнаментальное искусство»

Тематическое интегрированное занятие «Сагаалган»

городской

детский сад

детский сад

март

Праздник здоровья

«Я такой»

Открытое занятие «Настроением можно управлять»

Смотр мини – музеев «Земля. Космос»

детский сад

детский сад

детский сад

апрель

Подготовка к турниру по шашкам

детский сад
июнь Проведение недели «Родные мотивы» посвященная Бурятии детский сад
август

Участие в августовской конференции педагогов ДОУ секция «Поликультурное образование». 

городской
ноябрь

Семинар «Ритмы бурятских игр»

Инновационный «День матери»

детский сад

детский сад

январь

Консультация «Ребенок в мире поиска»

Деловая игра с педагогами ДОУ по теме «Совершенствование коммуникативно- речевых навыков бурятского языка, с использованием методического комплекса «Амар мэндэ-э», его интеграция в воспитательно- образовательный процесс ДОУ»

Проект «Ритмы бурятских игр»

детский сад

детский сад

детский сад

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 95 «Рябинушка»

общеразвивающего вида г. Улан-Удэ

 

 

 

 

 

 

 

Аттестационные материалы

Портфолио на высшую квалификационную категорию

 

ФИО   Иванова Людмила Сергеевна_________________________

Должность   воспитатель__________________________________

Имеющаяся категория     первая             ______________________

Заявленная категория     высшая____________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 г.

 

Содержание

1 Раздел. Общие сведения о педагоге.

2 Раздел. Самоанализ и самооценка (рефлексия) профессиональной деятельности педагога.

2.1 Цель и задачи профессиональной деятельности педагога.

2.2 Анализ и оценка условий профессиональной деятельности: материально-технической базы, информационного обеспечения, методического обеспечения. Повышение квалификации.

2.3 Анализ и оценка качества образовательного процесса. Концептуальные основания, современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые в учебной и внеучебной деятельности.

2.4 Анализ и оценка качества образовательных результатов детей. Анализ динамики достижений детей. Мониторинг и система оценивания.

2.5 Общие выводы. Опыт решения социально-педагогических проблем. Личный вклад в развитие системы образования. Цели и задачи дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности.

3 Раздел. Приложения.

 

Раздел 1

Общие сведения о педагоге

Фамилия, имя, отчество

Иванова Людмила Сергеевна

Дата рождения

07. 01. 1975 г.

Официальное полное наименование ОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 95 «Рябинушка» общеразвивающего вида г. Улан-Удэ

Сокращенное наименование ОУ

МБДОУ «Детский сад № 95 «Рябинушка»

Занимаемая должность

Воспитатель

Образование

Высшее

Наименование образовательного учреждения, год окончания

Бурятский государственный университет, 2001 г.

Специальность и квалификация по диплому

Специальность «Дошкольная педагогика и психология», квалификация Преподаватель дошкольной педагогики и психологии.

Педагогический стаж

14 лет

Имеющаяся квалификационная категория

Первая

Повышение квалификации

- 2016 г. ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики» «Технологии создания образовательной среды ДОО в условиях реализации ФГОС ДО», 72ч.

Раздел 2. Самоанализ и самооценка (рефлексия) педагогической деятельности

2.1. Цель и задачи профессиональной деятельности педагога

В последнее время значительно увеличилось количество детей, у которых присутствуют повышенная возбудимость, проявление неуверенности, замкнутости, застенчивости, напряженности не только в общении со сверстниками, педагогами, родителями, но и в учебно - воспитательном процессе. С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Учитывая, что причины тревожности у детей старшего дошкольного возраста различны и могут зависеть как от личных особенностей ребенка, так и от стиля воспитания родителей и педагогов, различаются и методы преодоления тревожности. 
Одним из наиболее эффективных направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста является арт – терапия, формы и методы которой весьма разнообразны. 

МБДОУ «Детский сад № 95«Рябинушка» реализует общеобразовательную программу дошкольного образования, с приоритетными направлениями деятельности:

- познавательно – речевого,

-социально – личностного, социально - эмоционального развития дошкольников,

- художественного воспитания, обучения и развития,

- установления партнерских отношений с родителями.

   Цель ДОУ по реализации ООП - создание благоприятных условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала, формирования интегративных качеств ребенка, которые могут служить основой успешности обучения в школе и дальнейшей социализации в окружающем мире.

   Задачи: 1. Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления.

  1. Разработка содержания, обеспечивающего:

- воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка;

- развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);

- развитие эмоциональной сферы;

- цельность детского мировоззрения.

  1. Формирование опыта практической, познавательной, творческой, исследовательской   деятельности детей.
  2. Обновление содержания работы ДОУ, внедрение инновационных технологий личностного развития дошкольников, технологий развивающего образования, интегрированного обучения.
  3. Развитие профессиональной компетентности педагогов, изучение развития ребенка на основе психолого – педагогических методик.

   Дошкольное учреждение осознанно осуществляет выбор современных образовательных комплексных и дополнительных программ, их сочетание с парциальными программами, которое направлено на целостное развитие личности детей.

     Содержание образовательного процесса нашего ДОУ определяется совокупностью примерной основной образовательной программы «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой и дополнительных программ. Программно-методическое обеспечение, учебно-методические комплекты к программе «Истоки» обеспечивают современный уровень дошкольного образования.

         В детском саду внедряются инновационные формы работы по следующим направлениям:

-социально-коммуникативное развитие,

-художественно-эстетическое развитие,

-речевое развитие.

   По художественно-эстетическому направлению реализуются следующие дополнительные программы:

- Программа музыкального воспитания детей «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой.;

- Программа «Музыкальные шедевры», Радыновой О.П.

По социально-коммуникативному развитию дошкольников реализуется:

- Программа дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию «Дорогою добра», по ред. Л.В. Коломийченко.

Национально-региональный компонент реализуется в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие» через обучение детей дошкольного возраста бурятскому языку, в работе используется:

-программа «Саган Дали» Могоевой Д.Д.,

-учебно-методический комплекс «Амар мэндэ-э» Г-Х.Ц. Гунжитовой, О.А. Дареевой, Б.Д. Шожоевой.

С детьми раннего возраста реализуется программа «Первые шаги» Е.О.Смирновой, Л.Н. Галагузовой, С.Ю. Мещеряковой, которая обеспечивает решение проблем адаптационного периода и способствует созданию благоприятных условий для пребывания ребенка в детском саду.

По физическому развитию дошкольников педагоги используют в работе пособие «Сказочный театр физической культуры» Н.А.Фоминой.

Ведётся разработка и утверждение рабочих программ специалистов, учитывающих активное профессиональное взаимодействие по поводу содержательного аспекта программ, обеспечение интеграции.

   Исходя из приоритетных направлений работы ДОУ по художественному воспитанию и развитию детей, социально – личностного, социально - эмоционального развития дошкольников и цели - создание благоприятных условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала, формирования интегративных качеств ребенка, которые могут служить основой успешности обучения в школе и дальнейшей социализации в окружающем мире, я обратила внимание на проблему индивидуальных психологических особенностей ребенка, проявляющихся повышенной склонностью к беспокойству, тревоге, страху,  и разработала в 2016 году программу «Волшебная маляка».

   Актуальность данной проблемы заключается в том, что осуществление цели ДОУ предполагает связь художественного и социально – личностного, социально – эмоционального развития детей. Арт-терапия помогает ребенку решить его проблему, рассмотреть разные и возможные пути выхода из создавшейся ситуации.
И вот здесь помогает интуитивное рисование. Страхи, зажимы, комплексы, отрицательные  эмоциональные состояния становятся уже не такие значимые, не такие реальные и не такие безвыходные.
Правополушарное рисование одновременно и лечит и диагностирует и приносит  удовольствие от самовыражения! Самое главное и значимое: ВАМ НЕ НАДО БЫТЬ ХУДОЖНИКОМ! Вы можете рисовать, даже если никогда раньше не пробовали! Арт-терапия против оценивания, сравнений и критики!

Цель моей работы: Дать детям возможность открыть источник  творческих способностей, приобрести чувство вдохновения и убрать эмоциональные блоки, взглянуть на мир и себя с другой стороны.

   Задачи:

  1. Развивать творческое начало, подсоединение к источнику энергии творчества, которая часто заблокирована.
  2. Дать возможность погружаться в особое творческое, медитативное состояние.
  3. Учить доверять голосу интуиции и укреплять связь с подсознанием.
  4. Получать возможность лучше осознавать свои чувства, выразив их на бумаге.
  5. Трансформировать отрицательные эмоции в созидательную творческую энергию.
  6. Проводить осознанную работу над некоторыми своими качествами.
  7. Получать чистую радость творчества и свободы!

Основные принципы:

  1. Принцип эмоциональной вовлечённости.
  2. Принцип отсутствия образца (никогда не показывайте образец выполнения, на вопросы о способах выполнения задания отвечайте: «Поступи так, как считаешь нужным»);
  3. Принцип авторства (подписывайте работы детей, а лучше пусть они это делают самостоятельно);
  4. Принцип выставки (организуйте выставки работ — это очень важно для юных творцов);
  5. Принцип диалогического обсуждения (следите, чтобы каждый мог высказаться и быть выслушанным);
  6. Принцип похвалы, поощрения (не забывайте подбадривать своих подопечных);
  7. Принцип права на ошибку (каждый имеет право на ошибку, а ваша задача обернуть её в необычное творческое решение).

     Итак, в своей программе по интуитивному рисованию, использованию его элементов для коррекции тревожности старших дошкольников «Волшебная маляка» учу детей расслабляться, давать волю фантазии, чувствам, эмоциям через рисование, быть отзывчивыми к сверстникам, уметь видеть в рисунках друг друга образ, развивать способности к рисованию. Формируется внутренний мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного процессом рисования.

2.2. Анализ и оценка условий профессиональной деятельности: материально-технической базы, информационного обеспечения, методического обеспечения. Повышение квалификации

   Материально – техническое, учебно - методическое обеспечение детского сада соответствует показателям государственной аккредитации, и создают условия для реализации общеобразовательных программ дошкольного образования и непосредственно, моей работы. Имеются 4 компьютера с доступом к сети интернет, где на различных сайтах пользуюсь методическими материалами: www.maam.ru, специалист детсада - всё для работников дошкольных учреждений и др., для предоставления компетентной информации детям, для правильного объяснения содержания работы пользуюсь сайтом https://infourok.ru. Есть ноутбук, мультимедиа, музыкальные центры, видеомагнитофоны, телевизоры, DVD, которые широко используются на праздниках и занятиях. В ДОУ функционирует музыкальный зал, имеются методические и диагностические материалы, пособия.

   В своей работе я опираюсь на материалы своих парциальных программ по гражданскому воспитанию «Мой город солнца» и программе «Будем радоваться!», в которой обозначила проблему духовно- нравственного воспитания детей на основе народных праздников, т.к. проведение ежегодных календарных народных праздников стало доброй традицией нашего детского сада, которые с каждым разом совершенствуются и расширяются. Также с 2016 г. в своей работе использую приемы интуитивного рисования – как один из способов коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста и разработала программу «Волшебная маляка», для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Занимаюсь самообразованием: читаю, изучаю различную методическую литературу, периодику по дошкольному воспитанию; посещаю методические объединения в других детских садах. Повышаю квалификацию на курсах по повышению квалификации: ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики» «Технологии создания образовательной среды ДОО в условиях реализации ФГОС ДО», 2016 г., 72ч.

 

 

 

 

2.3. Анализ и оценка качества образовательного процесса. Концептуальные основания, современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые в учебной и внеучебной деятельности

   Основными нормативными документами определяющие правовое содержание работы с детьми и их родителями в моей работе являются:

Международные документы, касающиеся прав детей:

  • Декларация прав ребенка.
  • Конвенция ООН о правах ребенка.
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Законодательные  акты:    

  • Семейный кодекс РФ.
  • Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
  • Закон «Об образовании».
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

Нормативные документы в области дошкольного образовательного учреждения:

  • Устав дошкольного образовательного учреждения.
  • Договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами их заменяющими) ребенка.

   В организованно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию, например, знакомлю со следующими темами: «Настроением можно управлять», «Я- человек» и др.  

   В образовательной области по художественно-эстетическому развитию помимо других тем включила занятия по интуитивному рисованию «Картина по волшебству», «Пейзаж» и др.

   Тесно сотрудничаем с родителями, которые с удовольствием принимают активное участие в жизни детского сада. Проводятся консультации о важности психологического благополучия ребенка: «Мультфильмы: за и против», «Роль праздников в развитии и воспитании детей», «Тревожный ребенок», «Адаптация – как она есть», «Рисование без границ», «Разрешаем малевать».

   Оформляются выставки детских работ. Все это позволяет родителям осознавать важность интуитивного рисования для полноценного развития ребенка, и они стараются сотрудничать с нами в этом направлении.

   Вне занятий провожу игры «Эмоции», «Кораблик», «Кенгуру» ит.д. и упражнения «Портрет смелого человека», «Покажи того, кого боишься», «Коробка переживаний» ит.д. для коррекции тревожности, свободное рисование не задумываясь ни о теме, ни о времени, доверяясь интуиции и рукам.

Провожу словесные игры. Например,  «Вкусные слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), «Цветок красивых слов» (дети вставляют свои лепестки, произнося волшебное слово) и др. Также проводятся игры - рассуждения, рассматривание тематических картин и пособий. Также провела консультации и мастер – классы для педагогов «Волшебные упражнения», «Рисуем без стеснений», «Пейзаж по образцу».

Принимала активное участие в следующих мероприятиях, проводимых в детском саду:

Год

Мероприятие

Уровень

2016

Психологические тренинги для младших воспитателей.

ДОУ

2016

Проект «Сохранить здоровье чтоб…»

ДОУ

2016

Мини – музеи «Родной город», «Военная техника России», «Земля. Космос», «Такие разные снежинки»

ДОУ

2016

Выставка детских работ и работ педагогов, родителей «Бурятское орнаментальное искусство»

ДОУ

2016

Открытое занятие «Настроением можно управлять» (социально – коммуникативное развитие)

ДОУ

2016

Турнир по шашкам

ДОУ

2016

Региональный детско- юношеский конкурс художественного и декоративно- прикладного творчетва «Пасха красная» Улан- Удэнской и Бурятской епархии РПЦ

Региональный

2016

Проект «Родные мотивы»

ДОУ

2016

Инновационный «День матери»

ДОУ

2016

Презентация к 350-летию г. Улан – Удэ «Природные и культурные объекты г. Улан- Удэ»

ДОУ

2017

Проект «Ритмы бурятских игр»

ДОУ

2017

Развлечение «Сагаалган»

ДОУ

2017

Консультация для педагогов «Ребенок в мире поиска»

ДОУ

2017

Флешмоб, посвященный Дню Победы

ДОУ, Районный

2017

День здоровья «Радуга здоровья»

ДОУ

2.4. Анализ и оценка качества образовательных результатов детей. Анализ динамики достижений детей.

Мониторинг и система оценивания

   Для выявления уровня уровня личностной тревожности детей старшего дошкольного возраста, мною применена методика диагностики личностной тревожности А.М. Прихожан по принципу «шкалы социально-ситуационной тревоги» О. Кондаша (Приложение 1); О результатах освоения воспитанниками цели моей программы и их достижений свидетельствуют следующие результаты: в марте 2016г. продиагностировано 25 детей и в ноябре 2017 года столько же детей (Приложение 2). Уровень общей тревожности снизился на 16% (Приложение 3, диаграмма 1), личностная тревожность понизилась на 8% (Приложение 3, диаграмма 2), самооценочная тревожность понизилась на 8% (Приложение 3, диаграмма 3), межличностная тревожность понизилась на 12% (Приложение 3, диаграмма 4). Считаю, что на результатах сказалась полноценная работа с детьми, использование вкупе различных методов и приемов, в том числе интуитивное рисование. Также, считаю такой процесс роста закономерным в силу еще следующих обстоятельств: посещаемость детей, их психологические, возрастные особенности.

     Для мониторинга детей по образовательным областям используем пособие Система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей к примерной основной образовательной программе «Истоки»/ Научн. рук. Л.А. Парамонова; Сост. Е.В. Трифонова- М.: ТЦ Сфера, 2005, 96 стр. (Истоки)

   Считаю, что цели и задачи ДОУ и моей программы не расходятся, а напротив, взаимодополняют друг друга и дают эффективные результаты по созданию благоприятных условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала, формирования интегративных качеств ребенка, которые могут служить основой успешности обучения в школе и дальнейшей социализации в окружающем мире.

2.5. Общие выводы. Опыт решения социально-педагогических проблем. Личный вклад в развитие системы образования. Цели и задачи дальнейшего совершенствования

профессиональной деятельности

   Интуитивное рисование, его приемы служат средством свободного самовыражения и самопознания, они имеют «инсайт-ориентированный» характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру ребенка. Применение правополушарного рисования незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности. В случае трудностей общения – замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности, интуитивное рисование позволяет объединить людей в группу (при сохранении индивидуального характера их деятельности) и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктами.

В центре занятий – самовыражение посредством художественной экспрессии, индивидуально личностное самопознание.

Сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии, в данном случае – приемы интуитивного рисования, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает участникам педагогического процесса наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.

   Наибольшим показателем достижений детей считаю не только их умение взаимодействовать, но и активное участие в общесадовских, городских мероприятиях (Приложение 6.1.) У детей улучшились нравственные качества: научились дружить, дают уроки доброты друг другу.

   В дальнейшем, считаю необходимым тесное сотрудничество с родителями в плане подачи информации о важности создания психологического комфорта в семье. Считаю, что в данном вопросе кроме научных статей по воспитанию детей и т.д., эффективным будет использование знаний о приемах интуитивного рисования.

   Таким образом, экспрессивный рисунок в правополушарном рисовании является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов участнику легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи, чем высказать их в словах. Такая работа особенно ценна для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью. С помощью рисунка можно активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы, выяснить мысли и чувства, которые участник привык подавлять. Невербальные средства позволяют обходить «цензуру сознания», поэтому они уникальны для исследования бессознательных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Приложения

Приложение 1

Диагностика уровня личностной тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Методика диагностики личностной тревожности А.М. Прихожан по принципу «шкалы социально-ситуационной тревоги» О. Кондаша.

   В методике ребенок оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество их заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для ребенка основными источниками тревожности, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у детей интроспекции (самонаблюдения).

Методика включает в себя ситуацию трех типов, которые определяют три вида тревожности:

  1. Ситуации, связанные с процессом обучения в детском саду и общением с воспитателем внутри этой деятельности (учебная тревожность).
  2. Ситуации, анализирующие представление о себе (самооценочная тревожность).
  3. Ситуации общения (межличностная тревожность).

Для проведения диагностики нужно подготовить три цветные карточки: красного (3 балла), зеленого (2 балла) и желтого (0 баллов) цветов. Подсчитывается сумма баллов по каждому виду тревожности и общая сумма по всем видам – общий уровень тревожности.

Инструкция: «Я тебе буду говорить о разных случаях, которые бывают в твоей жизни. Вот три карточки разного цвета. Ты слушай и если случай или ситуация, которую назову, тебе очень неприятна, вызывает страх, беспокойство, покажи мне красную карточку. Если тебе немножко неприятно, покажи зеленую карточку. А если эта ситуация совсем не страшна тебе, покажи желтую карточку».

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Виды тревожности

Март, 2016 г.

Ноябрь, 2017 г.

Учебная

низкий уровень тревожности – 32 %

средний уровень тревожности – 44 %

высокий уровень тревожности – 24 %

низкий уровень тревожности – 32 %

средний уровень тревожности – 52 %

высокий уровень тревожности – 16 %

Самооценочная

низкий уровень тревожности – 24 %

средний уровень тревожности – 48 %

высокий уровень тревожности – 28 %

низкий уровень тревожности – 32 %

средний уровень тревожности – 48 %

высокий уровень тревожности – 20 %

Межличностная

низкий уровень тревожности – 8 %

средний уровень тревожности – 32 %

высокий уровень тревожности – 60 %

низкий уровень тревожности – 20 %

средний уровень тревожности – 40 %

высокий уровень тревожности – 40 %

Общая

низкий уровень тревожности – 8 %

средний уровень тревожности – 64 %

высокий уровень тревожности – 28 %

низкий уровень тревожности – 24 %

средний уровень тревожности – 56 %

высокий уровень тревожности – 20 %

Сумма баллов по каждому виду тревожности:

8 – 15 б.б.- низкий уровень тревожности

16 – 21 б.б.- средний уровень тревожности

0 – 7 б.б. или 22- 30 б.б. – высокий уровень тревожности

0-5б.б. – подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности: ребенок как бы отгораживается от неприятностей, не допуская неприятные переживания в сознание и прячась в «свою скорлупу» или это страх перед взрослыми, вследствие отрицательного отношения взрослых.

Приложение 3

Сравнительная диаграмма I диагностики общего уровня личностной тревожности детей старшего дошкольного возраста      

Сравнительная диаграмма II диагностики уровня личностной тревожности детей старшего дошкольного возраста

Учебная тревожность:

Сравнительная диаграмма III диагностики уровня личностной тревожности детей старшего дошкольного возраста, группа № 10

Самооценочная тревожность:

Сравнительная диаграмма IV диагностики уровня личностной тревожности детей старшего дошкольного возраста

Межличностная тревожность:

 

Приложение 4.

  1. Конспект занятия в старшей группе по интуитивному рисованию «Картина по волшебству»

Программное содержание:

  1. Продолжать знакомить детей с интуитивным или правополушарным рисованием.
  2. Использовать технику смешивания цветов, ориентируясь на свою интуицию, чувства, эмоции, настроения в данный момент времени.
  3. Закреплять навыки рисования гуашью, умение детей рисовать мазками, тычками, концом кисти, использовать несколько видов кистей.
  4. Учить быстро создавать композицию на сырой бумаге, не задумываясь наносить объекты на листе.
  5. Развивать у детей эстетическое восприятие, способность читать свой рисунок в конце работы.

Оборудование: Кисти разных размеров, гуашь, белые листы, салфетки, стаканчики, палитры.

Ход: I. Вводная часть.

- Ребята, я хочу предложить вам рисовать необычным, волшебным способом, потому что, тот, кто раньше не умел рисовать, сегодня станет настоящим художником. Это рисование называется интуитивное, т.е. рисовать мы будем, прислушиваясь к своим чувствам: как хотим и что хотим, а в конце посмотрим, какая картина у нас получится. Но, в начале, нам нужно нарисовать фон, давайте, вспомним, какие бывают виды фонов _горизонтальный, вертикальный, диагональный, круговой, радужный_

А теперь, прежде чем начать рисовать, сделаем гимнастику, которая поможет открыться волшебству.

Выполнение кинезиологических упражнений: 1. Колечко. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

  1. «Уши». Цель - энергетизация мозга. Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх-наружу от верхней части к мочке уха (пять раз).
  2. II. Основная часть.

- Ну, что же, давайте, создавать волшебные картины и начнем с рисования фона. Дети выбирают вид фона, рисуют большой кистью. Затем, берут маленькую кисть и самостоятельно, мазками и тычками, желательно концом кисти, не задумываясь, наносят различные штрихи.

III. Заключительная часть.

Рассмотреть работы друг друга на организованной выставке, рассказать, у кого что получилось.

- Сегодня все хорошо поработали. Что понравилось на занятии?

Что было трудно делать во время работы?

Теперь вы знаете, что рисовать просто и не нужно бояться создавать картину.

- Молодцы! Спасибо за занятие!

  1. Конспект занятия в подготовительной группе по интуитивному рисованию на заданную тему «Пейзаж»

Программное содержание:

  1. Повторить технологию интуитивной живописи в технике нанесения цветных точек на фон белой гуаши.
  2. Закреплять навыки рисования гуашью, умение детей рисовать мазками, тычками, концом кисти, использовать несколько видов кистей.
  3. Выполнить пейзаж в технике интуитивной живописи по предложенному алгоритму.
  4. Воспитывать чувство прекрасного, взаимоуважения.
  5. Прививать навыки культуры труда и аккуратности.

Оборудование: Кисти разных размеров, гуашь, белые листы, салфетки, стаканчики, палитры.

Ход: I. Вводная часть.

- Ребята, отгадайте загадку:

Если на картине поле и река,

Или горы, лес и облака,

Или домик деревянный наш,

Мы картину назовем… Пейзаж

- Правильно, и сегодня мы будем рисовать пейзаж в технике интуитивного рисования, используя приемы тычок, мазок, примакивание концом кисти.

  1. II. – Сегодня я попрошу вас затонировать фон для рисунка так, как я покажу. Показ и объяснение воспитателя. Закрасить белой гуашью лист, затем поставить точки: верхняя линия – синие точки, вторая – красные точки, третья – желтые точки, четвертая – зеленые точки, все закрасить белой гуашью.

Показать несколько приемов рисования: горы, солнце, цветы, деревья, река, трава.

- А теперь, ребята, вы можете выбрать приемы рисования по желанию и нарисовать пейзаж.

Работа детей.

III. Выставить готовые работы на стенд, рассмотреть с детьми.

- Посмотрите, у кого какой пейзаж получился.

- А какими приемами рисования мы добились таких результатов ответы детей.

- Молодцы, ребята.

 

  1. Конспект занятия в старшей (подготовительной) группе

«Настроением можно управлять»

Цель: формирование внимательного, заботливого отношения к сверстникам, близким людям, животным.

Задачи:

- обогащать обобщенные представления о способах передачи своих желаний, чувств, настроений;

- способствовать проявлению интереса к сфере эмоциональных проявлений живых объектов (человек, животные, герои литературных произведений);

- способствовать проявлению адекватных реакций на различные эмоциональные состояния других людей;

- содействовать становлению способов передачи собственных эмоциональных состояний (жесты, мимика, интонация, поза, движения), умения сдерживать проявления негативных эмоций.

Оборудование: листы с сюжетными картинками, сделанные детьми с помощью родителей (каждый имеет прорезь в виде квадрата или круга, сзади прикрепляется диск с изображением
пиктограмм (5—7 символических изображений), каждая пиктограмма должна быть хорошо видна в прорезях); фотографии, картинки и рисунки с изображением детей с разными эмоциональными состояниями, аудиопроигрыватель; аудиозапись песни «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского); иллюстрация с изображением детей, которые водят хоровод вокруг елки, а один мальчик (с выражением обиды на лице) стоит в стороне, репродукции картин (пейзажи); прозрачная разноцветная пленка (или капроновая ткань) ярких и тусклых тонов; бумага для рисования, цветные карандаши.

- Ребята, сегодня я предлагаю сделать книгу о настроении и подарить ее воспитателю младшей группы. Каждый из вас дома уже сделал по одной странице для нашей будущей книги. Давайте, рассмотрим странички, подберем пиктограммы посредством вращения диска, соответствующие эмоциональному состоянию героев картинок или рисунков (предложить поменяться).

- Молодцы, вы верно определили чувства, которые испытывают люди, изображенные на картинках. - Какое у них настроение? (Веселое, озорное, грустное, тревожное, унылое)

- Верно, настроение у людей бывает разным: спокойным, озорным, унылым, шаловливым, грустным, тревожным, беспокойным, игривым, веселым.

- А сейчас, я предлагаю вам превратиться в маленьких артистов и изобразить разные настроение и чувства.

Игра-драматизация «Маленький народ»

Д. Хармса «Маленький народ». Дети поочередно изображают небольшие этюды, отражающие то или иное настроение. Текст стихотворения можно дополнить: «Один мальчик вот такой...», «Одна девочка вот такая...» и т.д.

- Кому легко было изображать героев? Кому трудно? С помощью каких частей тела можно выразить чувства?

- Да, ребята, все тело участвует в движении. Но больше всего мы обращаем внимание на лицо и руки. Вот об этом мы вспомним в следующей игре.

Игра «Чувства»

Воспитатель раздает дошкольникам фотографии детей с разными эмоциональными состояниями и предлагает им встать по порядку так, чтобы в начале ряда оказалась карточка с самыми приятным переживанием, а в конце — с самым неприятным.

- Как можно узнать, что у человека хорошее настроение? (по лицу, голосу, его поступкам)

- Да, ребята, радость, как и любая эмоция, отражается на лице человека. Взгляд становится добрым. Говорят еще: «глаза светятся», уголки губ приподнимаются. Человек улыбается или смеется. Все зависит от того, насколько сильно человек может переживать чувство радости.

- Ребята, а вы умеете радоваться?

Воспитатель. Представим, что каждому из вас подарили новую красивую игрушку. Покажите, пожалуйста, как вы обрадуетесь. Дети выполняют задание.

А если вы встретите своего друга, какой будет ваша радость? Дети изображают радость.

Сейчас вы все радовались по-разному. Люди тоже радуются по-разному. Одни могут выражать радость не только мимикой, но и интонацией, жестами, действиями (например, хлопками,
прыжками). Другие радуются тихо, но это вовсе не значит, что они испытывают меньшую радость. Просто они более сдержанны в проявлении своих чувств. Большую роль играет и воспитание человека. Воспитанные люди не будут проявлять бурную радость в общественных местах: транспорте, кинотеатре. Это может помешать окружающим. Каждый человек может управлять
своим настроением, особенно если его поступки мешают другим. Послушайте об этом стихотворение «Посидим в тишине» Е. Благининой. Ребенок читает стихотворение.

Почему девочка не стала играть в шумные игры, бегать, прыгать, петь, громко смеяться?

Дети. Чтобы не мешать маме спать.

Воспитатель. Да, нельзя прыгать и бегать, когда рядом находится заснувший от усталости человек, потому что это мешает ему отдыхать. Ребята, а почему нельзя прыгать и бегать, когда рядом
находится больной или расстроенный человек?

Дети. Это может ему не понравиться.

Воспитатель. Ребята, вспомните пословицы о радости, веселом настроении.

Дети. «Кто в радости живет, того грусть неймет», «За шутку не сердись и в обиду не давайся», «Кто людей веселит, за того весь свет стоит».

Воспитатель. Как вы понимаете смысл пословицы «Кто людей веселит, за того весь свет стоит»?

Дети. Люди любят веселых.

Воспитатель. Да, ребята, человек, умеющий вовремя и хорошо пошутить, слывет весельчаком. Всем нравятся веселые люди. Почему это так

Дети. С веселым человеком приятно быть рядом.

Воспитатель. Да, веселый человек приятен для окружающих людей, от его улыбки у всех поднимается настроение. Послушайте стихотворение об этом.

Странные вещи со мною случаются:
Я огорчаюсь — все огорчаются!

И огорченные люди встречаются,

И огорченно деревья качаются...

Я улыбаюсь — горе кончается!
Всюду веселые лица встречаются,
Всюду деревья от смеха качаются!
Но почему же так получается?

                                                 Э. Мошковская

А вы как думаете?

Дети. От улыбки у всех улучшается настроение.

Воспитатель. А приходилось ли вам выходить хмурыми из дома?

Дети. Да.

Воспитатель. Что вы при этом чувствовали? Дети отвечают.

А какое было у вас настроение, когда вы выходили из дома, улыбаясь?

Дети Много стихов и песен придумано о веселых людях, хорошем настроении. Послушайте одну из них. Отвечают

Звучит аудиозапись песни «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).

Ребята, какое у вас сейчас настроение?

Дети. Хорошее.

Воспитатель. Что вы чувствуете?

Дети. Нам радостно.

Воспитател ь. Почему вам всем радостно?

Дети. Потому что крутом веселые лица, потому что песня веселая.

Воспитатель. Так что же мы разместим в нашей книге из того, что поможет рассказать малышам о таком приятном чувстве, как радость?

Дети. Наши рисунки-иллюстрации к стихам, рассказам, сказкам, пословицам и поговоркам, в которых рассказывается о тех, кому радостно.

Воспитатель. Продолжим наш разговор о чувствах и настроении. Послушайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»:

И с царевной на крыльцо
Пес бежит и ей в лицо
Жалко смотрит, грозно воет,

Словно сердце песье ноет,

Словно хочет ей сказать:

Брось! — Она его ласкать:

Треплет нежною рукою:

«Что, Соколко, что с тобою?

Ляг!» — ив комнату вошла,

Дверь тихонько заперла.

Как объяснить поведение умного Соколко?

Дети. Он хотел предупредить царевну о том, что яблоко отравлено.

Воспитатель. Да, ребята, Соколко хотел предупредить царевну об опасности. Как одним словом можно назвать поведение Соколко?

Дети. Беспокойное, тревожное.

Воспитатель. Почему он беспокоился?

Дети. Он тревожился, боялся, что царевна съест отравленное яблоко.

Воспитатель. Да, ребята, Соколко беспокоился за жизнь царевны. Что он при этом чувствовал?

Воспитатель. Когда кто-то испытывает страх, настроение у него беспокойное, тревожное. Несмотря на то что чувство страх неприятно, оно очень полезно, поскольку предупреждает об опасности. Ребята, как вы понимаете смысл пословицы «У страха глаза велики»?

Да, ребята, иногда бывают ситуации, когда человек преувеличивает опасность. Вы можете рассказать про свой страх? Чего вьг может Нарисуйте, пожалуйста, свой страх. Какие у вашего страха получились глаза? Действительно ли они большие? Какого он цвета? Какой формы? Что он делает? А теперь приручите его подружитесь с ним — покормите, пририсуйте смешные детали»;
сделайте его симпатичным. Как изменились ваши рисунки? Что вы сейчас чувствуете? испугаться?

Дети выполняют задания и отвечают на вопросы.

Можно ли поместить в нашу книгу рисунки к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина?

Дети. Да.                            

Воспитатель. Почему?

Дети. Они помогут Нине Семеновне рассказать малышам о страхе.

Воспитатель. Продолжим наш разговор о настроении и чувствах.

Воспитатель показывает детям фотографию с изображением обиженного ребенка.

Какое настроение у этой девочки?
Дети. Грустное.

Воспитатель. Как вы узнали, что у него грустное настроение?

Дети. По его лицу, он отвернулся от детей.

Воспитатель. Что он чувствует?

     Дети. Обиду.

Воспитатель. Как вы думаете, можно ли обижаться на празднике, когда всем весело?

       Дети. Нет.

     Воспитатель. Почему?

     Дети. Можно испортить настроение другим.

Воспитатель. Да, ребята, каждый человек может управлять своим настроением, особенно если его поступки мешают другим или огорчают их. Почему это надо делать?

Дети. Потому что хорошее настроение помогает быть здоровым, приятным для других, иметь много друзей.

Воспитатель. Совершенно верно, с детства очень важно быть добрым, заботливым, не хмуриться, не капризничать, потому что хорошее настроение продлевает человеку жизнь, улучшает его здоровье. Добрый и внимательный человек приятен для людей. Плохое настроение часто делает все окружающее безрадостным, унылым, неинтересным. И наоборот, доброжелательный светлый настрой делает все вокруг красивым, приятным. Послушайте об этом стихотворение М. Щелованова «Утро».

   Воспитатель читает стихотворение.

При повторном чтении стихотворения воспитатель предлагает посмотреть на репродукции картин (пейзажи) через прозрачную разноцветную пленку (или капроновую ткань). При чтении первого и третьего четверостиший дети пользуются пленкой темных тусклых тоне при чтении второго и четвертого — пленкой ярких, светлых тонов.

Молодцы, ребята, вы много вспомнили сегодня о настроениях и чувствах. Думаю, что странички нашей новой книги, которые вы сделаете вместе с родителями дома, получатся интересным»
полезными и нужными для всех.

  1. Зимние забавы

Сценарий зимнего спортивного праздника (на улице)

 

Цели: показать детям привлекательность зимних месяцев года; развивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет и конкурсов.

Задачи:

  • Закрепить знания и навыки, полученные на занятиях по физической культуре.
  • Развивать быстроту двигательной реакции.
  • Развивать у детей внимание, умение согласованно действовать в коллективе, смелость, чувство уверенности в себе.
  • Достижение положительно-эмоционального настроя.

Оборудование: маршрутные листы, пластмассовые мячики, 5 метелок, кегли, горизонтальная цель, ложки (10), снежки, эмблемы по количеству детей, ленточки разноцветные по количеству детей, костюмы (маски) Бобра, Снеговика, Медведя, Зайки, Снежинки (для взрослых); клюшки (4), мячи резиновые средние, обручи (5), рыбки разноцветные по количеству детей, снежный ком, награды…

Ход мероприятия:

   Дети выходят на площадку перед детским садом, становятся свободно.

Ведущий:

Здравствуйте, ребята!

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Кстати, а зачем мы здесь собрались? (на физк. праздник)

А вы мороза не боитесь? (нет!)

Ну, что же,

Проведём спортивный праздник,
Пусть сердит Мороз-проказник!

Сегодня собралось 5 команд и мы поприветствуем друг друга!

Приветствие команд (Мишки- красные, Леопарды- оранжевые, Снежинки и Снежки- белые, Бобры- зеленые, Зайки- синие)

Кружась, вбегает Снежинка:

Над землею закружила

Вновь зима свой хоровод.

Пусть здоровье, радость, силу

Зимний спорт нам принесет.

Все мы скажем: "Нет!" простуде.

Нам морозы нипочем.

Мы дружить с коньками будем,

С клюшкой, шайбой и мячом.

- Ребята, на улице зима, холодно, кругом лежит снег. А вы зиму любите? А мороза не боитесь? Давайте вместе погреемся.

Проводится игра « Мы погреемся немножко».

Мы погреемся немножко,

И захлопаем в ладошки,

Хлоп-хлоп-хлоп - хлоп- хлоп.

Ноги тоже мы погреем,

Мы затопаем скорее,

Топ- топ – топ- топ- топ- топ,

Рукавицы мы наденем,

Не боимся мы метели,

Да- да- да- да- да- да,

Мы с морозом подружились,

Как снежинки закружились,

Так- так- так- так- так,

Согрелись?

Ведущий:

А теперь, давайте, начнем наши зимние праздничные соревнования! Ваши воспитатели возьмут маршрутные листы, по которым вы будете двигаться. Желаю всем успеха! (Каждая команда делится на 5 цветов, также и у мл. воспитателей определенный цвет. Н-р, мл. воспитатель с синей лентой собирает детей с синими ленточками)

  1. Эстафета «Хоккеисты» (с Медведем на футбольной площадке)

С определенного места, нужно клюшкой забить шайбу (мяч резиновый средний) в ворота.

  1. Эстафета «Пронеси снежный ком в ложке» (со Снежинкой)

Дети поочередно переносят снежные комки в деревянных ложках

  1. Игра «Попади в цель» (Со Снеговиком)

На турнике растягивается горизонтальная цель. Нужно попасть в нее снежками (мяч пласт.). Кто больше всех раз попал тот и выигрывает.

  1. Игра «Зимняя рыбалка» (с Бобром)

В большом обруче лежат плоскостные разноцветные рыбки. Количество рыбок по количеству детей. Дети по очереди подбегают и берут по одной рыбке своего цвета. Побеждает та команда, которая быстрее «выловит» всех рыбок.

  1. «Подметаем снег» (с Зайкой на участке…)

Метла в каждой команде, словно эстафету они передают ее друг другу, пробежав, подметая и не сбив кегли.

   Все команды, выполнившие задание подходят на площадку перед садом, команды ждут те команды, которые еще не закончили свои эстафеты, проводится игра «Передай снежный ком». Участники команд образуют круг. Участник, получивший от ведущего «снежный ком», оббегает круг по внешней стороне, встает на свое место и передает «снежный ком» другому участнику.

Когда соберутся все команды, пока подводятся итоги, для детей проводится игра «Зимний хоровод»

Дети образуют круг, становятся лицом в центр круга.

Шире круг, шире круг,                              Шагают на месте,

Зимушка зовет.                                          Хлопают в ладоши.

Всех девчонок и ребят                        Поворот вправо, правую руку                                

В зимний хоровод.                                     в сторону, левую на пояс. То же влево.

Дружно за руки возьмитесь,                   Берутся за руки,

Раз, два, три!                                                           бегут по кругу.

И по кругу пробегитесь,                          

Раз, два, три!

Как лошадки в чистом поле,                   Выполняют прямой галоп по кругу,

Раз, два, три!                                                           обе руки к груди, сжать кулачки.

Вы по кругу проскачите,

Раз, два, три!

А теперь шагайте вместе,                        Шагают на месте

Раз, два, три!

На одном и том же месте,

Раз, два, три!

Как снежинки покружитесь,                    Кружатся на месте, руки в стороны-

Раз, два, три!                                                           вниз.

И на землю опуститесь,                            Присаживаются на корточки.

Раз, два, три!

Ведущий: Пока мы с вами играли члены жюри, подвели итоги наших эстафет и сейчас мы узнаем победителей. Оглашаются результаты соревнований, проводится награждение.

Ведущий:

Славно мы повеселились,

Поиграли, порезвились,

А теперь пришла пора,

Расставаться, детвора.

  1. Конспект занятия в старшей группе « Путешествие в страну

«Настроение».

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с понятием «настроение».
  2. Учить анализировать свое эмоциональное состояние.
  3. Учить понимать настроение другого человека.
  4. Познакомить со способами управления и регуляции настроения.
  5. Диагностировать эмоциональное настроение детей.
  6. Учить вербализировать собственные переживания.
  7. Во время игр снимать негативные эмоции детей.
  8. Формировать умение передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи.

Материалы к занятию: песня «Сказочная страна», зеркала по количеству детей, 2 воздушных шарика, загадки – обманки, фонограмма удивления, цветные карандаши, листы бумаги,

   - Ребята сегодня мы с вами снова пришли в наш любимый детский сад. Мы также очень рады видеть у себя в гостях всех, кто захотел к нам прийти.

- Есть за реками, за морями сказочная страна…(фоном звучит песня «Сказочная страна») Она называется Настроение. Живут в ней чувства Радость, Страх, Грусть, Злость и Удивление (говорить, изображая на лице)

- Скажите, что такое настроение? (ответы детей)

- Настроение – это душевное состояние человека.

- Каким бывает настроение? (ответы детей)

- Отчего зависит настроение? (ответы детей)

- А давайте, представим, что мы в стране Настроение.

- Здесь много домиков и все они разноцветные, в каждом живет определенное настроение.

- Давайте, пойдем к ним в гости.

- В черном домике живет Гнев. Ого! У него тут зеркала! (Предложить взять зеркала)

Как выглядит человек, когда злится?

Что происходит со ртом? Ответы детей: рот открылся, зубы соединены. 

Что происходит с бровями? Ответы детей: брови опущены, между ними складки. Нос наморщился.

Что происходит с глазами? Ответы детей: глаза стали узкими, как щелочки (покажите).

Как вы думаете, приятно общаться с разгневанным человеком? Сейчас я научу вас гневаться, никого при этом не обижая.

Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваш гнев или злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если я его сейчас выпущу из рук?

Вы видите, что шарик мечется по комнате, он стал совершенно неуправляемым. Так бывает и с человеком – когда он гневается, то может совершать поступки, не контролируя себя. Давайте возьмем другой шарик и попробуем выпускать из него воздух маленькими порциями. Что теперь происходит с шариком? (он понемногу сдувается). А что происходит с гневом внутри шарика? (Он потихоньку выходит из него) Таким гневом можно управлять. А если гнев еще остался внутри нас, можно

побить подушку или дерево, покричать, порычать и пошипеть.

- В зеленом домике живет Радость, у нее есть подружка… Веселье.

Как мы можем определить настроение человека? (по мимике, по лицу)

 Как ещё можно определить настроение человека? (по голосу, интонации)
А ещё как можно увидеть настроение человека и животных? (По жестам, движению)

- А у подруг есть для нас сюрприз – загадки – обманки. Тут надо быть очень внимательными, слушайте (загадки).

- Угадайте, кто живет в фиолетовом домике. (Включается фонограмма удивленного возгласа). Это - Удивление.

Игра «Покажи голосом». Предложить показать голосом удивленного котенка, петуха, курицу, воробья, поросенка…

- Ребята, а теперь давайте покажем удивление голосом.

Коммуникативная игра «Фонарик»

дети встают кругом, берутся за руки и по очереди жмут друг другу руки, последний поднимает флажок - фонарик зажигается.

В коричневом домике – Страх.

Предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя. Затем предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.

Вопросы:

Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.

Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?

Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас?

Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?

Изменилось ли твоё отношение к данному страху теперь?

В синем домике живет Грусть.

(прослушивание отрывка композиции Чайковского И.П. «Болезнь куклы»).

Изобразим грусть. Потрогайте лицо руками. Где чувствуется напряжение?

Уголки губ опущены вниз.

 А как вы думаете, как избавиться от грусти?

  1. постараться улыбнуться.
  2. вспомни о самом приятном на свете, например о сладкой конфете.
  3. поиграй с друзьями.
  4. возьми свою любимую игрушку, прижми к себе, поиграй с ней.

Молодцы, ребята, вы много вспомнили сегодня о настроениях и чувствах.

 

Консультация для родителей «Тревожный ребенок»

Тревога – это отрицательная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия.

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.

Тревожное расстройство – это уже диагноз невротического расстройства, при котором человек часто испытывает чувство тревоги даже без всякого повода.

Портрет тревожного ребенка. Ребенок напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Его отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда он боится не самого события, а его предчувствия. Часто он ожидает самого худшего.

   Ребенок чувствует себя беспомощными, опасается играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У него высокие требования к себе, он очень самокритичны. Уровень его самооценки низок.

   Такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Критерии определения тревожности у ребенка:

  1. Постоянное беспокойство.
    2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
    3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
    4. Раздражительность.
    5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Признаки тревожности:

  1. Не может долго работать, не уставая.
    2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
    3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
    4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
    5. Смущается чаще других.
    6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
    7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
    8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
    9. Руки у него обычно холодные и влажные.
    10. У него нередко бывает расстройство стула.
    11. Сильно потеет, когда волнуется.
    12. Не обладает хорошим аппетитом.
    13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
    14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
    15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
    16. Часто не может сдержать слезы.
    17. Плохо переносит ожидание.
    18. Не любит браться за новое дело.
    19. Не уверен в себе, в своих силах.
    20. Боится сталкиваться с трудностями.

Причины тревожности:

Некоторые психологи считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит "двойку" в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.
  2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только "пятерки" и не является лучшим учеником класса.
  3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: "Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался".

Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет - девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо "неблаговидный" поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает.

Имеется и такая закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.

Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе "достойной" школы, "перспективного" учителя. Озабоченность родителей передается и детям.

Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

Как помочь тревожному ребенку.

  1. Повышение самооценки.

Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

  1. Обучение детей умению управлять своим поведением.

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета.

Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.

  1. Снятие мышечного напряжения.

Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.

Еще один способ снятия излишней тревожности - раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.

  1. Работа с родителями тревожного ребенка.

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка ("осел", "дурак"), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.

Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: ("Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!"). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.

Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Но, к сожалению, наши отношения с родителями не всегда позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить внимание, прежде всего на себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к ребенку.

УПРАЖНЕНИя:

1. «ПОРТРЕТ СМЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА»

Прежде всего отметим, что тревожные дети излишне склонны к постоянному оцениванию себя и самокритике. Кроме того, в их воображении обычно имеется образ смелого человека – некого эталона, который ничего не боится. Поэтому задача этой игры – не помочь ребенку осознать свои недостатки, а, скорее, осознать свой идеал и сделать его более реальным и достижимым.

Итак, попросите сына или дочь представить себе смелого человека. Как он выглядит? Как ходит? Как общается с другими людьми? Как поступает в сложных ситуациях? Когда картинка возникнет в фантазии, попросите отразить ее на листе бумаги. Обсудите полученный рисунок. Пусть ребенок даст имя нарисованному смелому человеку. Дальше спросите, бывают ли у этого, предположим, Никиты тревоги или страхи? Скорее всего, вы получите отрицательный ответ, ведь нарисован очень смелый человек, сродни супергерою-победителю. Тогда задайте наводящие вопросы, которые должны привести ребенка к выводу, что не бывает людей, которые ничего не боятся. А смелый человек – это тот, кто может справиться со своей тревогой и страхами. Чтобы дети пришли к такому умозаключению, им стоит ответить на вопросы типа: «А у Никиты есть близкие? Разве он не боится, что с ними могут произойти какие-то неприятности? Если Никита – живой человек, то наверняка он бывает уставшим или больным. Может ли он в эти минуты быть таким же смелым? Не сомневается ли он, что сейчас может не справиться с трудностями?» и т.п.

То есть ваша задача в данной игре – максимально «очеловечить» образ нарисованного смельчака, сделать его доступнее для ребенка. Поэтому помимо вопросов о чертах характера типа храбрости можно интересоваться любимыми блюдами смелого человека и тем, как он любит проводить свободное время, с кем дружит и т.д.

Когда вы почувствуете, что образ стал реальнее, можно предложить ребенку неожиданный для него вопрос: «А чем ты схож с этим смелым человеком?» В случае затруднения с ответом помогите ребенку сами, сравнивая услышанное с тем, что вы знаете о своем сыне или дочери, а также с проявлениями смелости, которые были в его жизни.

Примечание: Чтобы совсем сблизиться со своим недостижимым идеалом, можно предложить мальчику или девочке побеседовать с этим человеком. Говорить за обоих будет сам ребенок, сидя то на своем стуле (когда отвечает за себя), то пересаживаясь на пустой стул (когда должен отвечать Смелый человек).

2. «ПОКАЖИ ТОГО, КОГО БОИШЬСЯ»

У тревожных детей нередки ситуации, когда они начинают больше беспокоится, если рядом находится определенный человек или животное. При этом они не то чтобы их боятся, а, скорее, чувствуют смутные опасения и дискомфорт. Их отрицательные эмоции могут являться следствием неопределенности, неизвестности и непонятности этих существ и их внутреннего мира. Чтобы они перестали быть такими чужими и пугающими, вы можете воспользоваться этой игрой.

Расспросите ребенка, в какой ситуации он почти всегда ощущает себя неспокойно. Например, вы услышали следующее: хотя учитель никогда не вел себя грубо по отношению к нему, он все равно сильно волнуется, когда отвечает у доски или остается один на один с педагогом.

Предложите ребенку разыграть такую сценку. Пусть он выберет игрушку, которая будет играть его роль. Сам же он должен перевоплотиться в учителя и начать типичные для ситуации разговоры или действия. Когда наступает очередь ученика отвечать, то ребенок должен озвучить игрушку, взяв ее в руки и двигая в соответствии со сценарием.

Сценка может длиться столько, сколько хочется юному режиссеру-исполнителю. Если же, напротив, вы видите, что действие зашло в тупик, то можете сыграть экспромтом за других персонажей, например за случайно заглянувшего директора школы или за другого ученика. Главное – своими действиями поддержать игру, возможно, придать ей более глубокий смысл.

После окончания «премьеры» побеседуйте с ребенком. Узнайте, как он чувствовал себя в роли учителя. Чего он хотел от ученика? Что радовало педагога, что огорчало? Боялся ли чего-нибудь сам учитель? Такой взгляд из «тыла врага» поможет ребенку увидеть ситуацию по-другому и осознать, как это ни банально, что «учителя – тоже люди». Если удастся вызвать у ребенка сочувствие учителю и желание ему помочь, то это будет просто замечательно и для самого тревожного ребенка, и для его отношений с педагогом.

Примечание: Дети часто предлагают и своим близким сыграть какую-нибудь роль в игре. Не отказывайте им в таких просьбах. Игра от этого только выиграет, так как вы сможете влиять на ее ход. Возьмите на себя роль ученика в вышеописанном сюжете. И тревожьтесь в этой роли изо всех сил! Так ребенок сможет со стороны увидеть нелепость таких волнений и узнает, что чувствует педагог, когда перед ним такой школьник.

3. «КОРОБКА ПЕРЕЖИВАНИЙ»

Ведущий. Я принесла сегодня небольшую коробку. Предлагаю отправить ее по кругу, чтобы собрать наши неприятные переживания и заботы. Вы можете сказать об этом шепотом, но обязательно в эту коробку. Потом я ее заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши неприятные переживания.

Игры:

  1. «КОРАБЛИК»

Психолог говорит: «Представьте себе, что мы на корабле. При словах: «Тихая, спокойная погода, светит солнышко» вы должны изображать хорошую погоду». При слове «Буря!» вы должны создавать шум, кораблик качается все сильнее (сильно качаться). Один из детей, находящийся на кораблике, должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»

Упражнение повторяется несколько раз.

2. «КЕНГУРУ»

Цель: Отработать навык взаимодействия с партнером, способствовать сплочению группы.

Содержание: Участники делятся на пары. Один из них кенгуру – стоит, другой – кенгуренок – сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба участника берутся за руки. Задача каждой пары именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до ведущего, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и т.д. На следующем этапе игры участники могут поменяться ролями, а затем - партнерами.

Обсуждение: Участники игры в кругу делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей. Затем они обсуждают области применения игры в повседневной практике, а также отмечают, как игра может быть использована при работе с тревожными детьми.

View the embedded image gallery online at:
http://detsad95uu.ru/ivanova-lyudmila-sergeevna#sigFreeId0eaaa0951c