Что должен знать первоклассник – Что должен знать будущий первоклассник?

Содержание

Что нужно знать ребенку при поступлении в школу? -Блог TAM.BY

При приближении учебного года родители первоклассников волнуются, достаточно ли подготовлен их ребенок к первому классу. Взрослых интересует, что нужно знать ребенку при поступлении в школу, чтобы по уровню подготовленности он был наравне со сверстниками и обучение ему давалось легче.

Официальных требований детям не предъявляют, но есть перечень тем, которыми ученик должен владеть.

О себе, о семье, об окружающем мире

Главным показателем является психоэмоциональная зрелость. Если вашему чаду предстоит впервые переступить школьный порог, возможно, стоит посетить с ним детский центр развития, где педагоги подтвердят степень подготовки будущего первоклашки.

Дети обязаны называть собственную фамилию, имя, день рождения. Нужно знать ребенку при поступлении в школу свой возраст, указывать наличие сестер, братьев, старших или младших. Будущий школьник помнит имена родителей, адрес, кем работают, в какой стране он живет и какой город является столицей.

Будущий первоклассник должен ориентироваться во временах года, днях недели, сутках, диких и домашних животных, птицах. Всестороннее развитие малышей определяется, к примеру, знаниями цветовой палитры, объяснением, почему летом нет снега, что делает врач. Объясните ребенку, зачем нужна парта, для чего человеку уши, где левый глаз. Дети должны уметь группировать и обобщать объекты по признаку: фрукты, овощи, ягоды, транспорт, посуда и т.д.

Программа математики

Знания по математике заключаются в выполнении элементарных операций сложения-вычитания первого числового десятка, восстановления ряда чисел, решения простых задач, распознавания простых геометрических фигур и умения составлять из них аппликации, сравнивать по размерам, делить предмет на равные части.

Объясните ребятам понятия широкий-узкий, высокий-низкий, большой-маленький, больше-меньше.

Читаем, пишем, рисуем

Большинство детей идут учиться, имея определенный багаж знаний. Чтобы чадо не отставало от одноклассников, обучите его чтению и основам письму.

Подготовительная программа предполагает изучение букв и звуков. Надо уметь различать гласные и согласные звуки, соотносить их с буквами, вычленять в слове. Слова надо научиться делить по слогам, читать по ним, определять границы предложения.

Нужно знать ребенку при поступлении в школу основы письма. Не учите ребенка писать – только учитель может поставить правильную технику письма. Маленькой ручонкой необходимо по правилам держать карандаш или ручку, обводить контуры картинки, буквы, нарисованные пунктиром, линии, не отрываясь от листа.

Деток обучают копировать по клеточкам фигуры с образца, дорисовывать часть симметричного рисунка, заштриховать, закрасить изображение, сохраняя контуры.

Память, мышление, внимание

Чтобы приучить малыша запоминать информацию, быть внимательным, логически мыслить, развивайте эти качества с раннего возраста.

Научите его пересказывать услышанный рассказ своими словами, составлять описание картинки, придумывать сказку, запоминать и декламировать стихотворения, улавливать смысл произведения.

Кроме этого, научите ребенка:

  • отвечать на вопросы;
  • задавать их;
  • выполнять задания по шаблону;
  • заканчивать предложение;
  • искать лишний предмет;
  • отгадывать загадки;
  • запоминать увиденные изображения.

Временных рамок подготовки школьников к учебе нет. Но, когда школа уже «на носу», «подтяните» слабые места, лучше посредством игры, личной заинтересованностью, через доверительные отношения.

Возможно, практичным решением станут занятия с педагогом и посещение детского центра развития в Минске, найти который поможет каталог TAM.BY.

blog.tam.by

Что должен уметь будущий первоклассник?

Пришло время записывать детей в 1-й класс. Почти в каждой популярной школе детей тестируют, и, хотя по закону результаты не должны влиять на запись в школу, все понимают, что это первый экзамен

Фото с сайта depositphotos.com

О тестовых заданиях в той или иной престижной школе ходят зловещие слухи, по сети бродит анекдот-быль, обыгрывающая несовпадение «семейного» и «школьного»: «Так, Ванечка, сколько времен года ты знаешь? – Пять. – Сколько? – Пять, больше не знаю… – Ну что ж вы, родители, даже этому ребенка не могли научить? – Ну честное слово, кроме Вивальди, Гайдна, Чайковского Пьяццоллы и Дебюсси никого не знаю!».

В этом анекдоте родители безусловные триумфаторы, но, на самом деле, школа контролируют ситуацию, и каждая семья нервничает в преддверии «первого экзамена». Готов или не готов будущий первоклассник к обучению в школе? В каком случае ему нужны репетиторы? Какие навыки проверяются при поступлении в школу? Чему дошкольника нужно учить обязательно и чего делать совсем не надо?

Фото с сайта drofa.ru

Об этом рассказывает Наталья Федоровна Виноградова, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, заведующая Центром начального общего образования Института стратегии развития образования РАО, один из разработчиков диагностики готовности детей к обучению в школе.

Перед тем, как ребенок идет в школу, родители нервничают: а вдруг он не готов? Вдруг ему в школе будут предъявлять непосильные требования? Справится ли он со школьной программой?

– Прежде всего, нужно перестать нервничать. Все дети отличаются друг от друга – я имею в виду нормальных здоровых детей – временем, которое им нужно для выполнения заданий. Один обучается быстро, другой – медленно. Но это – не уровень интеллекта. Это – особенности его темперамента. Это – скорость деятельности ребенка. Я иногда задаю учителям вопрос: вы подбираете свой класс по цвету глаз? К примеру: «Беру только голубоглазых, кареглазых не предлагать»? Они смеются. Значит, – говорю я, – эту индивидуальность ребенка вы признаете! А то, что он быстрый, несдержанный, холерический или, наоборот, медлительный – это вас раздражает? Могу адресовать тот же вопрос родителям. Многие великие люди были флегматиками. От этого они не переставали быть великими. Постепенно ребенок научится делать те или иные вещи быстрее, но постоянно его подгонять – делу не поможет, а вызовет только лишнее беспокойство и страх, что не успеет, что не похвалят, что сделают замечание – сначала учительница, а потом мама. Нужно, чтобы медлительные дети постепенно овладевали способами делать все быстрее. А «быстрые» дети учились останавливать себя, не спешить, соотносить правильность выполнения с затраченным временем… Но будем помнить: школьный стресс – это уже на сегодняшний день официальный диагноз.

Родители не понимают, что чаще всего этот стресс вызывают они сами. Согласно нашему опросу, 43% родителей учеников начальной школы – «радикалы»: они требуют от школы многого. Компьютер каждому ученику, электронную форму учебника (долой бумажные книги!) два иностранных языка в первом-втором классе, информатику, и т.п. И забывают, что при таких условиях ребенок младшего школьного возраста должен сидеть четыре часа перед компьютером (при норме 20 минут в день). Забывают, что ученик, который только начал овладевать родным языком, не может одновременно с этим успешно изучать иностранный. (Кстати, именно поэтому в советской школе иностранный  язык изучался с третьего и даже с пятого класса).

Для таких «радикальных» родителей ребенок – компенсация их жизненных неудач. Они хотят воплотить в нем то, что им не удалось «добрать» самим. Не уподобляйтесь таким родителям! Не требуйте от своего ребенка, который идет в первый класс, слишком многого. И настраивайтесь на то, что у него все получится. Только, может быть, не сразу.

Фото с сайта blogs.bebeshka.info

– Иногда детей, которым предстоит пойти в первый класс 1 сентября, весной вызывают в школу, чтобы провести диагностику готовности к обучению. Родители беспокоятся: что это значит? По итогам диагностики ребенку могут отказать в приеме в школу?

– Провести диагностику готовности первоклассников к обучению – это решение конкретной школы. Полученные результаты, по закону, не могут влиять на поступление ребенка в первый класс. Диагностика служит подспорьем для учителя и не должна, по закону, применяться как средство отбора детей. В соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ эту процедуру положено проводить в первую неделю учебного года, и предназначена она для того, чтобы педагоги познакомились со своими будущими учениками. Поэтому родители должны отправлять детей на диагностику спокойно. Пожалуйста, не «стращайте» ребенка, спокойно объясните ему: будущая учительница хочет узнать, что ты знаешь и умеешь, как ты выполнишь задания. Не волнуйся, покажи себя!

– В начале каждого года в интернете появляются предложения платных консультаций, на которых выясняется, что ваш ребенок не готов к школе и нужно с ним поработать. Конечно же, не бесплатно! Что нужно знать родителям, чтобы правильно решитьнужен ребенку такого рода репетитор или нет? Простейший вопрос: должен ли ребенок уметь читать до школы или хотя бы складывать буквы?

– Если первоклассник идет в школу читающим – замечательно. Если он еще не умеет читать – тоже не беда. Выдающийся психолог Лев Выготский, отец всей современной педагогики, говорил: ничего не прибавляется в умственном развитии ребенка от того, что он научился читать. Этот тот же ребенок. Только грамотный.

Если даже дети приходят в школу, умея читать, они держатся на этом навыке недолго. Умение читать только сначала выделяет их среди сверстников. В дальнейшем эффект сходит на нет. Почему? Потому что само чтение – прикладывание букв – не имеет особого значения ни для успешности обучения, ни для развития интеллекта. Для детей этого возраста способность сравнивать предметы, описывать их свойства, элементарно сочинять – важнее, чем умение читать. Нужны более серьезные новообразования, как говорят психологи, чтобы обучение было успешным. Например, произвольная деятельность, когда ребенок сам ставит перед собой какое-то, пусть даже маленькое, задание («я хочу нарисовать то-то и то-то») и сам следит за тем, чтобы оно было завершено.

Родители часто думают, что знание букв и умение читать это одно и то же. Будем помнить, что для ребенка буква – это такой же значок, как пуговица или квадратик.

Складывать буквы – то же самое, что складывать пуговицы?

Фото с сайта logika74.ru

– Конечно! Буква – это знак. На самом деле учитель, проводя диагностику готовности к обучению в первом классе, смотрит не на то, умеет ли ребенок складывать буквы! Он смотрит на то, может ли он провести звуковой анализ слова, назвать все звуки подряд. Ребенок должен правильно увидеть все звуки в слове. Вот в чем суть задания. А если он не слышит, не видит в слове звуков – это неизбежно приведет к отставанию по русскому языку. Со второго класса у него будет проваливаться не только чтение, но и иностранный язык. Ведь фонетическая культура – основа изучения не только родного, но и иностранного языка.

Поделитесь профессиональным секретом: что еще проверяет учитель, когда проводит диагностику готовности ребенка к школе?

– Один из элементов готовности обучаться в первом классе – ориентировка ребенка в пространстве: налево, направо, вверх, вниз и т.п. На это направлен диагностический тест: педагог ставит точку на листе и говорит: проведи линейку на пять клеточек влево, две клеточки вверх, три вниз. Неспособность ориентироваться в пространстве – это беда многих первоклассников. Совет родителям: играйте с детьми в разнообразные пространственные игры – «найди предмет по инструкции» (по указаниям – «левее, направо, выше…»). Давайте им поручения, связанные с освоением пространства (взять предмет «на третьей полке», «за», «перед», «около» и т.д.).

Еще одна «беда» – память будущего первоклассника. Наверное, скажу абсолютную банальность: дети сейчас практически не знают никаких стихов. Разве что осталось у них от бабушек «Чижик – пыжик», да «Ладушки-ладушки»… Стихи надо учить с детьми, начиная с раннего возраста. Заучивание стихов развивает память, а их чтение – образую выразительную речь. Еще один пункт проверки готовности к школе: уровень связной речи. Дети не умеют ни описывать, ни рассуждать. Если начинает «проваливаться» связная речь, тут же осложняется и обучение в школе. Можно посоветовать родителям давать ребенку слова и картинки, чтобы по ним он составлял сказки, предложения, рассказы, выстраивал определенную последовательность действий. Нужно стимулировать пересказы сказок – совместные, по ролям или разыгрывание сценок на домашних праздниках.

От родителей приходилось слышать, что будущим первоклассникам во время диагностики давали сложные задания с геометрическими фигурами…

Фото с сайта foto-basa.com

– Этим заданием проверяется умение детей классифицировать предметы. Учитель дает ему геометрические фигурки (треугольники и четырехугольники разного цвета) и просят разделить их на две группы. Часто дети раскладывают фигурки по цвету. Они не знают, что на самом деле геометрические фигуры различаются по числу углов. Об этом ребенку тоже надо сказать при подготовке к школе. И родители вполне могут это сделать!

Многие родители уверены, что ребенок не готов к обучению потому, что слишком много играл на компьютере! Это так?

– Проблема, прежде всего, заключается в самих родителях. Они не общаются со своими детьми. Даже находясь с ними в одной комнате, родители оставляют детей вне зоны своего внимания. Ребенок делает что хочет, а мама или папа не обращают на него никакого внимания. Однажды мы предложили младшим школьникам написать сочинения, посвященные своим мечтам, отдыху на даче или воскресному дню. Потом зачитали эти сочинения их родителям. 97 процентов родителей НЕ УЗНАЛИ своих детей по этим сочинениям! Они не знают, как их дети проводят воскресенья, не знали, о чем они мечтают.

По статистике, у мужчины есть два свободных часа в неделю, когда он мог бы заняться ребенком. У женщины – всего 20 минут! А роль воспитателя в семье по-прежнему возлагается на женщину.

Отсюда – роль гаджета в воспитании ребенка. Ему покупают телефон, и он должен сам себя развлекать с его помощью.

Если хотите мнение профессионала, присутствие в жизни ребенка дошкольного возраста разнообразных гаджетов даже не должно обсуждаться! Эта дань моде отрицательно сказывается на развитии малыша. При работе на компьютере у ребенка затормаживается логическое мышление. Потому что от него требуется лишь одно — запомнить последовательность действий. Это – тупик для познавательной деятельности. Для ребенка в этом возрасте важно не нажатие кнопок, а активное развитие сенсорики. Советую родителям записать и хорошо запомнить слова Канта: «Рука – это мысль, вышедшая наружу». Еще никто не отменял постулат, что чувственное восприятие – это основа мышления. Наши предки придумали множество игр для развития детской руки. Откуда, например, взялись куклы-матрешки, грибочки, елочки и пр. игрушки, которые нужно раскручивать и вкладывать одну в другую? Народ интуитивно знал, что нужно малышу для развития. Дети, поглощенные своими гаджетами, поддерживают с миром только вербальный контакт. У них работают только зрение и слух. Чтобы ребенок был готов к обучению, надо увлечь его окружающим миром. Гуляйте, рассматривайте предметы вокруг вас, бегайте, шуршите чем-нибудь! Узнавайте на ощупь, на вкус! И обязательно лепите!

Неужели занятия лепкой чем-то помогают подготовиться к школе?

– Еще как! Ребенок в это время учится мыслить. Есть такая методика для годовалых детей. Если в год-полтора задерживается речь, психологи советуют: купите пальчиковые краски (чтобы малыш не отравился, если они попадут в рот) и дайте ему порисовать пальчиками – не кисточкой и карандашом – а именно пальчиками. Если он еще не может сам – берите его руку и его пальчиком рисуйте: «Ой, солнышко! Ой, домик! Ой, зайчик!». Помните, что «рука – это мысль, вышедшая наружу». Если вы по 15-20 минут в день будете заниматься с ним такими упражнениями, то это даст огромный эффект. Через пару недель ребенок заговорит.

Могут ли родители будущего первоклассника сами проверить, готов ли их ребенок к школе?

Фото с сайта .ya-roditel.ru

– Конечно. Например, в любом книжном магазине можно найти книгу Л.Е. Журовой и М.И. Кузнецовой «Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе». Ее выпустило издательство Вентана-Граф, а рекомендовало Минобрнауки РФ. В ней легко разобраться. Этой диагностикой пользуются многие школы, когда проверяют готовность первоклассников к обучению. Родитель не только увидит, в чем причина трудностей ребенка, но и поймет причину, почему это происходит, получит объяснения, что надо делать, чтобы это устранить.

Но главное – обычному здоровому ребенку не надо нанимать репетиторов для подготовки к школе. Просто присутствуйте в его жизни, помогайте ему в его играх, занятиях. В психологии есть понятие «зона ближайшего развития», которое принадлежит Льву Выготскому. Что это такое? Это когда ребенок еще сам не может что-то сделать, но с помощью взрослого это ему удается. Помогите ему раз, второй, третий… Постарайтесь делать это без назиданий: «я тебе сейчас помогу, а то ты сам ни на что не способен»… Помогайте естественно, незаметно, как будто он сам все это делает. Смотришь: получилось. А потом вы увидите, что он усвоил алгоритм действий. Научился.

Многие родители будущих первоклассников хотели бы, чтобы первым педагогом их детей была их собственная учительница. Или, во всяком случае, женщина, которая годилась бы ребенку в бабушки. Если верить Национальному исследованию качества образования в начальной школе (2015 год), то лучше всего учатся дети, чьи педагоги имеют стаж 25-35 лет и больше. Это так?

– Я думаю, что это факт, который нужно обдумать. Наверняка это связано с изменившимся уровнем подготовки учителей. Педагог, которого готовили в советские времена, был дотошным. Он доходил до каждого, занимался с каждым отстающим учеником. А сейчас учитель начальной школы перекладывает проблемы на семью: при малейших проблемах вызывает родителей в школу и советует: нанимайте ребенку репетиторов. Педагоги начальной школы, подготовленные в советский период, были традиционными учителями. Но – с хорошей методикой! Учитель начальных классов старше 45 лет пытается положить на эту традиционную методику современные, новаторские методы. И тогда у него все получается! Важно отметить еще вот что: учитель начальных классов воспринимается детьми как мама или бабушка. И это поддерживает их в желании учиться. Вот почему пятый класс, очень часто, бегает к своей учительнице начальной школы, чтобы поделиться с нею. Ведь родители далеко не всегда занимаются детьми, и уж тем более не умеют интересоваться повседневностью школьной жизни. Хорошо, если «школьной» мамой или бабушкой для ребенка сможет стать его учительница.

www.miloserdie.ru

нормы по чтению и математике

Всем большой привет!

Лето всегда так быстро летит, только, кажется, начались теплые деньки, а вот уже и второй месяц лета заканчивается. И невольно начинаешь задумываться о школе. У многих из нас есть детки, которые в этом году пойдут в школу.

Вот и у меня недавно состоялся разговор с подругой, у нее сын идет в первый класс. Вот так и родилась эта статья. Сегодня учителя бьют тревогу: нормы подготовки к школе существенно изменились, и детям приходится усердно к ним готовиться. Что должен знать первоклассник идя в школу?

Советские требования

Вспомните, как было раньше. Во времена наших бабушек дети шли в школу, не умея читать и писать, и благополучно этому учились. В результате выросло поколение ученых, космонавтов, изобретателей.

Русские ученые, врачи, педагоги, да и русские люди многих других профессий до сих пор ценятся во всем мире. В чем же был секрет советского образования?

В четко построенном системном подходе и внимании преподавателя к каждому ученику. Учителя полностью брали на себя ответственность за полученные ребенком знания. Сегодня ситуация изменилась.

Еще в 80-90-х годах ребенок, умеющий в 1 классе читать, писать и считать хотя бы до 10, считался «звездой», поскольку далеко не все дети это умели. Сегодня такая подготовка считается нормой. Кроме того, каждый первоклассник, придя в школу, проходит тестирование у комиссии.

Проверяются не только фактические знания, актуальные на данный момент, но и логическое мышление, творческое воображение, умение мыслить.

С одной стороны, кажется, что прогресс шагает вперед, дети умнеют, но реальность другая. Большинство родителей жалуются на то, что дети не успевают, параллельно многим приходится решать множество проблем с логопедами, невропатологам и, поскольку здоровые дети, увы, сегодня редкость.

Не все малыши охотно усваивают ранние знания. Если сильно налегать на малыша, можно отбить охоту к обучению. Родителям приходится нанимать учителей младших классов для репетиторства с ранних лет, так как не все школы в достаточной степени и качестве предоставляют услуги по дошкольной подготовке.

Что же мы получаем при выходе из школы в результате такого поспешного обучения? Сумбур в головах, путаницу, незнание базовых понятий в области физики, химии, литературы, математики и даже родного языка.

Может, стоит остановиться и дать малышам спокойно усваивать материал? Но пока родителям приходится заботиться о дошкольной подготовке ребенка, чтобы в школе он не чувствовал себя изгоем.

Основные навыки

Какие требования предъявляются к маленькому человечку? Давайте посмотрим.

В математике

Математические навыки колеблются в пределах 10, но желательно, чтобы ребенок уже умел считать до ста. В остальном математика ограничивается первой десяткой.

Ребенок должен уметь:

  • Сосчитать без ошибок до 10 вперед и обратно.
  • Назвать соседей числа до 10 (например, 3 соседствует с 2 и 4).
  • Знать состав числа.
  • Складывать и вычитать в пределах 10.
  • Решать простые задачи в одно действие.
  • Знать основные геометрические фигуры и уметь и уметь их рисовать.
  • Записывать цифры в тетради в клеточку.
  • Записывать примеры по условию задачи.
  • Измерять отрезки линейкой и выделять, какой короче, а какой длиннее.
  • Решать простые неравенства.

Все это кажется просто, но малышу даже эти простейшие знания надо объяснить и преподать так, чтобы он понял и усвоил, а с этим не всегда готов справиться даже учитель.

Как читать?

Чтение – обязательно условие для приема в школу. К началу учебного года малыш должен читать хотя бы 20-25 слов в минуту. Хотя в нашем классе были детки, читавшие сразу 100 слов в минуту. Но это не единственные языковые навыки, которые должны сформироваться к  школе.

Ребенок должен уметь:

  • Производить звукобуквенный анализ слова.
  • Называть, сколько в слове букв и звуков.
  • Отличать гласные от согласных, твердые звуки от мягких.
  • Записывать простые слова.
  • Расставлять в словах ударения.
  • Выразительно читать стихотворения.
  • Подбирать слова согласно схемам.
  • Решать ребусы.
  • Делить слова на слоги.

Для формирования навыков чтения у детей рекомендуется использовать «Букварь» Жуковой. Это наиболее оптимальное учебное пособие для дошкольников, учитывающее и логопедическую методику.

Как писать?

Письмо – важный навык для школы. Тренировать мелкую моторику у ребенка надо с ранних лет, давая ему обводилки, раскраски, штриховки. Обводить рисунок по контуру – полезное упражнение для тренировки моторики кисти рук.

Малыш должен уметь нарисовать схематически человека, простые рисунки: деревья, цветы, природу, дом.

Во время курса дошкольной подготовки ребенок должен уметь писать печатные буквы, знать отличие заглавной от прописной, уметь прописывать в тетради с косой линией различные «крючки» и «завитушки» (как называли их наши бабушки), т.е. готовиться к восприятию письма прописью.

И все это малыш должен усвоить всего за пару лет. Довольно много правда? Что же, стоит пожелать родителям терпения, так как без него эти нормы достигнуты не будут.

Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее своим друзьям и знакомым в соц. сетях. До новых встреч, дорогие друзья!

chesnachki.ru

Консультация (1 класс) на тему: Что должен знать родитель первоклассника.

ПОЖЕЛАНИЯ РОДИТЕЛЯМ 1 КЛАССА

Ваш ребёнок впервые пошёл в школу. Как помочь первокласснику адаптироваться в новом классном коллективе, сделать его учебу интересной, увлекательной, обеспечивающей постоянное умножение знаний и практических навыков?  Опыт педагогов показывает, что учится успешно только тот ученик, который умеет управлять собой, подчиняясь тем требованиям, которые предъявляют к нему взрослые. Поэтому успех в освоении математики, русского языка и других предметов определяется не столько уже имеющимися навыками чтения, письма, счета, сколько способностью слушать и слышать учителя, выполнять правила организации учебной жизни в школе.

 Такой навык вырабатывается вами с помощью четкой организации того времени, которое ребенок проводит дома. Если он имеет определенный перечень домашних обязанностей, соблюдает режим дня, не спорит с вами, когда ему дают конкретное поручение, осмысленно смотрит телепередачи, то ему легко научиться за короткое время стать учеником, который своей учебой будет приносить радость самому себе, вам и учителям.

Поэтому предлагаем вам:

1. Разработать вместе с ребенком обоснованный режим дня, обязательно включающий в себя 20-30 минут чтения вместе с вами художественной литературы; просмотра телепередач, но не более 1-1,5 часов с пересказом вами того интересного, что ребенок узнал из них. При этом постарайтесь существенно ограничить просмотр детских и взрослых фильмов, где демонстрируются картины насилия, жестокости, запугивания. Они незаметно, но неуклонно расшатывают нервную систему маленького человека, усиливают разнообразные страхи и делают его склонным к проявлению неконтролируемой жестокости по отношению к животным и людям.


2. Предусмотрите время для активного отдыха, обязательно включающего те физические упражнения, которые развивают ловкость, подвижность, быстроту реакции и терпение. При этом лучше всего проводить эти занятия на свежем воздухе. Важно, чтобы свободное время не было наполнено бездельем.


3. Старайтесь чаще задавать ребенку такой вопрос «Зачем он делал нечто?» Например, смотрел телевизор, играл с друзьями в игры на компьютере или на улице, рисовал, лепил. Тем самым вы будете стимулировать ребенка постоянно думать о том, что он делает, а не механически подчиняться природным побуждениям, склонностям, желаниям.


4. Старайтесь предъявлять ребенку только те требования, которые можете рационально обосновать. Лучше всего в спокойной обстановке объяснить причины, побуждающие человека. Вырабатывать самоконтроль, умение выполнять различную домашнюю работу, ограничивать имеющийся у себя эгоизм, себялюбие. Не сразу ребенок будет реагировать на ваши требования, иногда уходят месяцы и годы на выработку какого-то полезного навыка, который в настоящее время ребенок активно отвергает.


5. Старайтесь при оценке своего ребенка отмечать прежде всего его успехи, связанные с преодолением собственной лени, вспыльчивости, неорганизованности. Только после этого указывайте на те недостатки, с которыми надо еще работать ему самому. Известно, что развитие личности определяется уровнем зрелости её гордости, чувства стыда, совести, наличием воли, терпения. Родители только помогают  ребенку сформировать данные качества. Мы желаем вам терпения, спокойствия, оптимизма в организации той поддержки, которая требуется ребенку для обеспечения его успешного будущего.

Что   должен   знать   родитель   первоклассника  

 До 31 августа родители могут подать документы на запись ребенка в школу и реализовать таким образом право на бесплатное образование, обеспеченное российским законодательством. В первую очередь, родители  должны  понимать, что дети, живущие рядом со школой, пользуются преимущественным правом зачисления. Также не могут отказать при приеме в школу тем детям, чьи братья и сестры уже учатся в этой же школе. Администрация школы может отказать гражданам (в том числе не проживающим на данной территории) в приеме их детей в первый класс только по причине отсутствия свободных мест в учреждении (п. 46 Типового положения об общеобразовательном учреждении). В этом случае муниципальный орган управления образованием предоставляет родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на данной территории (в данном районе, микрорайоне) и обеспечивает прием детей в первый класс.

  В школу зачисляют детей с шести с половиной лет. Если на 1 сентября ребенку еще не исполнилось шести с половиной лет., а родители хотят его записать в школу, то в медицинской карте должна быть специальная отметка.: “Разрешено обучение “.

 Портфель первоклассника не должен быть больше 1,5 кг. И именно за плечами, а не за плечом: рюкзак нужно носить на двух лямках. Про портфели и сумки придется забыть, пока школяр не окрепнет. Вес учебников без ранца должен быть не выше 1,2 кг. С 3-го класса вес увеличивается до 2,2 кг.

Как выбрать школу?

 Выбор школы зависит от поставленных вами целей. Хорошо, если школа будет располагаться недалеко от дома — это удобно для всей семьи.

 Если вас интересует содержательная сторона учебного процесса, то лучше всего поговорить на эту тему с завучем начальных классов, который ответит на вопросы о программах и учебных комплектах, действующих в школе.

 Побеседуйте с завучем о здоровье, усидчивости и индивидуальных особенностях вашего ребенка. Как опытный педагог, он поможет вам подобрать кандидатуру учителя, который вместе с вами в течение четырех лет обучения будет решать возникающие проблемные вопросы.

Во сколько лет можно привести ребенка в школу?

 Если на 1 сентября текущего года вашему ребенку исполнилось не менее шести с половиной лет, а лучше — семь. Именно к этому возрасту почти окончательно формируется кисть руки, что важно для письма. Кроме того, в шесть с половиной — семь лет у детей складывается понятийный аппарат, необходимый для заучивания и понимания правил. На что следует обратить внимание при подготовке ребенка к школе?

 Прежде всего на умение будущего школьники общаться со сверстниками, ведь 11 лет ему придется не просто учиться в коллективе, но и взаимодействовать с ним. Ребенок в семье должен иметь свои небольшие обязанности. Это формирует чувство ответственности перед обществом –  семьей, классом. Встречаются семьи, где ребенку многое позволено. Он исподволь руководит родственниками, которые потакают ему во всем, считая исключительным созданием природы. Учителю будет очень трудно найти общий язык с такими родителями –  они сначала не понимают сложности ситуации, а затем долго не признают своих ошибок. Кроме того, будущий первоклассник должен владеть навыками самообслуживания: умываться, переодеваться и обуваться без посторонней помощи, содержать в порядке свои вещи.

Наш ребенок часто болеет, а ему уже 7 лет и пора, идти в школу. Как быть?

 В настоящий момент в системе общего образования существует несколько форм получения образования детьми, достигшими школьного возраста. Если ребенок имеет хроническое заболевание или является инвалидом, то лечащий врач может рекомендовать родителям таких детей воспользоваться надомной формой обучения. В школе им расскажут, какие документы, кроме заявления, необходимы для того, чтобы ребенок учился на дому.

Обязательна ли школьная форма в 1 классе?

 Вопрос о школьной форме решается в каждом педагогическом коллективе индивидуально. Мнение большинства родителей в последнее время склоняется в пользу школьной формы. Форма дисциплинирует детей, является атрибутом, отличающим дошкольника от ученика. А именно об этом, как правило, и мечтают в первую очередь при поступлении в школу все дети — они теперь первоклассники.

Обязательно ли ребенок должен уметь читать и писать к 1 классу?

 Не обязательно. Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию — не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам. В результате такого обучения у детей складываются представления о речи, звуках и буквах.

 Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения.

 Хорошо, если до школы и в 1 классе вы будете читать вместе с ребенком старые добрые сказки, которые помогут вам воспитать отзывчивого, чуткого, скромного человека.

В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ваш ребенок при записи в 1 класс должен:

 · Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членом семьи.

 · Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета

 · Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.

 · Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество(решение задач с группами предметов),уравнивать множество предметов,

 · Уметь сравнивать группы предметов –   больше, меньше или равно

 · Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.

 · Уметь находить в группе предметов лишний — например, из группы «Одежда» убрать цветок.

 · Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.

 · Иметь элементарные представления об окружающем мире:

 о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах

 · Иметь пространственные представления   право   лево, вверх, вниз, пол, над, из-за, из-под чего-либо.

 · Уметь культурно общаться с другими детьми.

 · Слушать старших и выполнять их распоряжения

Как правильно организовать дома рабочее место ученика?

 Купите первокласснику письменный стол. Тогда ребенок сможет сям систематизировать и разложить в ящики стола учебные принадлежности и научится поддерживать порядок на рабочем месте.

 Лучше, если освещение будят слева. Занавески нужно отодвинуть в сторону – основной свет должен попадать через верхнюю треть окна.

 Можно купить первокласснику парту и стул с регулирующейся высотой, а для школьных принадлежностей книжные полки.

 Приобретая мебель, обязательно учитывайте рост ребенка. При росте 1м – 1 м 15 см высота крышки стола над полом должна быть 46 см, я высота сиденья стула – 26 см. При росте от 1 м 15 см до 1 м 30 см высота стола должна быть 52 см, а стула – 30 см. Важно, чтобы ноги ученики стояли на полу, спина прикасалась к спинке стула, а между крышкой парты и грудью ребенка могла пройти его ладонь.

Как быть, если ребенок леворукий, а большинство детей пишут правой рукой?

 Ни в коем случае не следует идти против природы и переучивать ребенка. Это может повлечь за собой серьезные нарушения его здоровья. Кроме того, сейчас издаются специальные пособия для леворуких детей, в частности «Прописи для первоклассников с трудностями обучения письму и леворуких детей» Последствия переучивания леворуких детей чаще всего носят психоневрологический характер: нарушение сна, повышенная возбудимость, энурез.

Существуют ли особенности в режиме дня первоклассников?

 Безусловно, у первоклассников должен быть особый режим дня. Уроки длятся 35 минут, в середине учебного дня – большая динамическая перемена. Первое время в расписании первоклассников всего 3 урока, чтобы им легче было привыкать к новому виду деятельности – учебной.

 Режим дня первоклассника:

 7.00 – 7.10  –  подъем

 7.10 – 7.30 – зарядка, умывание, уборка постели

 7.30 – 7.50 – завтрак

 7.50 – 8.10 – дорога в школу

 8.10 – 8.20 – подготовка к урокам

 8.20 – 8.30 – утренняя зарядка до уроков

 8.30 – 12.10 – уроки

 12.10 – 13.10 – прогулка

 13.10 – 13.20 – подготовка к обеду 13.20 14.00 – обед

 14.00 – 16.00 – отдых, дневной сон

 16.00 – 17.00 – выполнение тренировочных упражнений

 17.00  – 19.00    свободное время

 19.00  – 19.30 – ужин

 19-30 – 20.З0 – свободное время

 20.30 – 21.00 – подготовка ко сну, сон

 Следите, чтобы первоклассник соблюдал режим дня. Это поможет ребенку стать организованным. Можете внести в распорядок дня свои поправки, но основные режимные моменты лучше не менять. Они имеют важное значение для здоровья ребенка.

Можно ли давать ребенку в школу деньги?

 Если вы считаете, что вашему ребенку недостаточно школьного питания, то дайте ему с собой яблоко или бутерброд. Первоклассники могут израсходовать полученные от вас денежные средства вовсе не на еду. Трата денег детьми этого возраста должна находиться под контролем родителей.

Есть ли в 1 классе домашние задания?

 Домашних заданий в 1 классе нет. Однако если вы хотите сформировать у своего ребенка качественные навыки письма, чтения, счета, то не отказывайтесь от тренировочных упражнений, которые может предложить учитель, — научиться плавать в ванне еще никому не удавалось.

Можно ли носить в школу мобильный телефон?

 Это решение зависит от администрации учебного заведения. Мы не рекомендуем носить в школу мобильный телефон первоклассникам — велико искушение звонить маме по малейшему поводу или поиграть на уроке в электронную игру. Кроме того, дорогой телефон может возбудить нездоровый интерес одноклассников.

Может ли ребёнок уходить один домой после уроков?

 Ответственность за здоровье ребёнка вне школы в не учебное время несут его родители. Школа обеспечивает безопасность учащихся во время их пребывания в учебном заведении. Перед началом занятий учителя принимают учеников у родителей “ с рук на руки “, по окончанию уроков ли работы группы продлённого дня педагоги отдают детей только их родителям или близким родственникам.

Как организовать помощь первокласснику в учёбе?

 1. Следите за тем, чтобы ребёнок занимался в одно и то же время и придерживался режима для первоклассника.

 2. Не отчаивайтесь, если у ребёнка не сразу получается так, как вам хочется. Вспомните свои переживания в 1 классе.

 3. Научитесь точно ставить перед ребёнком учебную задачу, но не более одной, ведь ему трудно удерживать внимание на нескольких объектах. Например: “Постарайся плавно соединить слоги в слова”, “Попробуй аккуратно написать новую букву” и т.д.

 4. Главным для учебных тренировок является положительный эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, при которой обязательно    будет достигнут качественно новый результат.

 5. Никогда и ни с кем не сравнивайте своего ребёнка, ведь он – личность. Личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию ребёнка предполагает изучение его личных успехов, его личного роста относительно самого себя. Поддержите ребёнка в трудной ситуации словами: “Я уверена, что у тебя всё получится”.

 6. Организуйте действенную помощь первокласснику. Например, покажите ему, как аккуратно вырезать сигнальные карточки для работы в классе, которые помогут учителю своевременно предотвратить появление грубых ошибок у вашего ребенка при усвоении им основных понятий по учебным предметам.

 7. Приучайте ребенка ежедневно собирать портфель, лучше накануне вечером, но не делайте это за него.

Чтобы уберечь вас от некоторых, к сожалению, очень распространенных ошибок, мы хотим предложить вам несколько советов. Прочтя их, подумайте, какие для вас и вашей семьи наиболее актуальны. Попробуйте выполнять хотя бы их. Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит вам взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит часы общения с близким человеком. Итак, некоторые практические рекомендации.

1. Будите своего ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали.

2. Не торопите. Умение рассчитывать время – ваша задача, и если это плохо удается, это не вина ребенка.

3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придется много поработать.

4. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок»и т.д. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.

5. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте – это не займет много времени.

6. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.

7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка. Кстати, всегда не лишне выслушать «обе стороны» и не торопиться с выводами.

8. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.

9. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки». Лучше, если они будут подвижными.

10. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребенку работать самому. Но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы.

11. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь,то..»,порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

12. Найдите в течение дня хоты бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудами.

13. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом. Не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.

14. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников; 3-4 недели для учащихся 2-4 классов; конец второй четверти; первая неделя после зимних каникул; середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.

15. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.

16. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «ты уже большой» 7-8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.

Завтра новый день, и вы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. При желании можно прожить его без нервотрепки и нотаций.

Желаем Вам успехов в воспитании детей!

nsportal.ru

как подготовить ребенка к школе?

Валерия Лещенко

Наверняка вы помните, что в свое время тоже проходили некое тестирование в первый класс, но в современном мире для первоклассников более требовательные нормы. Далее о них подробнее.

Дочка моей подруги начала готовиться основательно к школе еще в 4   года. Как правило, ребенок 6-7 лет должен знать свое имя, фамилию, и отчество, адрес, где живет, и назвать родителей по именам, он должен обладать более глубокими знаниями. Далее об этом подробнее.

Что должен уметь ребёнок перед поступлением в школу?

Каждая школа определяет свой список вопросов для тестирования будущих первоклассников, который никто не покажет родителям и «зазубрить» ответы не получится. Нужно знать и уметь мыслить логически.

Первоклассник должен называть: общий кругозор

  • ФИО (собственные и родителей), свой возраст, свой домашний адрес и телефон, город, страну, где живет, а также знать еще несколько городов в своей стране.
  • Основные достопримечательности своего города (села).
  • Основные цвета, их оттенки, распространенных животных, растения и деревья, а также уметь их отличить на картинках.
  • Знать части тела человека, а также называть предметы одежды, обуви и головных уборов. Называть им знать, чем отличаются. Банально – различия между шапкой и кепкой.
  • Ребенок к 6-7 годам должен знать виды наземного, воздушного и водного транспорта.
  • Знать профессии (называть, кем работают родители), какие есть виды спорта и самые популярные праздники и в какое время года отмечаются (Пасха – осенью, Новый год – зимой).
  • Знать самые известные сказки и  их авторов.

Первоклассник должен понимать разницу между:

  • «Право» и «лево»
  • Улицей, страной, городом и селом
  • Фруктами, ягодами и овощами.
  • Понимать разными между рыбами, птицами, насекомыми и т.д. А также знать, кто является диким животным, а кто – домашним.

К 6-7 годам будущий первоклассник должен уметь:

  • Решать простые задачи и загадки
  • Считать от 1-10 и выполнять простые математические действия – отнимать и прибавлять, а также читать небольшие предложение и пересказывать то, что прочитал.
  • Учить небольшие стихотворения, закрашивать рисунки, не выходя за контур, вырезать геометрические фигуры и уметь держать и пользоваться ручкой и карандашом.
  • Знать буквы и уметь писать простые слова, например,  мама, папа, свое имя и имена родителей.

Слух, зрение, память, внимание и речь:

  • Дошкольник должен уметь найти различия между двумя одинаковыми картинками и точно скопировать простой узор.
  • Уметь писать графические диктанты. Другими словами, повторить геометрические фигуры, которые нарисованы.
  • В 6-7 лет ребенок должен пересказать услышанное, а также рассказать историю по увиденной картинке (кто и чем занимается и что происходит на картинке).
  • Ребенок должен уметь найти определенную букву в отрезке текста и подчеркнуть ее, а также уметь подобрать слова на заданную букву.

Но известно, что знания лучше всего приходят через опыт. Например, чтобы знать достопримечательности своего города, ребенок должен не только о низ услышать от мамы с папой, но и увидеть собственными глазами. Чтобы понимать, чем отличается самолет от корабля, эти виды транспорта  нужно увидеть не только на картинке, но и воочию.

Именно поэтому при подготовке к школе родителям необходимо уделять много времени получению нового опыта их чадом. К слову, МОН не давали официальной информации о том, что дети должны уметь читать и считать перед поступлением  в школу. Некоторые гимназии и лицеи воспользовались своим правом, сделав поступление на конкурсной основе.

Также напомним про создание в Украине Новой украинской школы (НУШ) –это государственный проект, в рамках которого 48 школ по всей стране превратились в современные учебные заведения, а в следующем учебном году (2018-2019) планируется, чтобы все 1 классы будут такими.  И мы узнаем и напишем требования для НУШ. 

Фото: shutterstock

Читайте также

4mama.ua

Материал (1 класс) по теме: Родителям. Что должен знать первоклассник.

Что должен знать ребенок, поступающий в 1 класс!

Что надо знать родителям будущих первоклассников.

       Как готовить ребенка к обучению в школе? Современная школа требует от ребенка, поступающего в первый класс, наличия определенного уровня развития мышления и речи, ориентировки в окружающем мире, произвольности поведения, развития мелких движений кистей рук, а также желания идти в школу, мотивации к обучению. Эти качества позволят ребенку овладеть учебными программами, учиться с интересом. Перечислим основные моменты, которые необходимо учитывать родителям будущих первоклассников при подготовке к школе.

1.Для формирования позиции школьника очень полезна игра «в школу».

Ребенок должен выступать в роли учителя, иногда – в роли ученика. Необходимо поддерживать хорошее отношение ребенка к школе и учению.

2. Не переучивайте детей-левшей с левой руки на правую.

Не травмируйте ребенка!

3. Подготовка ведущей руки.

     Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание лент, шнурков. Сейчас почти вся одежда детей состоит из липучек, кнопок и молний, и нет возможности рукам тренироваться естественным образом. Поэтому желательно найти одежду с пуговицами.

    Полезно перекладывание мелких предметов (пуговиц, счетных палочек, бусинок, гречки) двумя пальцами – указательным и большим, а также мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме; игры с прищепками позволяют развить силу указательного и большого пальцев (сделай солнышко, ромашку, ёжика). Просите ребенка отвинчивать и завинчивать маленькие гаечки, пробочки в пузырьках. Лепка из пластилина или глины оказывает превосходное воздействие и на пальчики ребенка и на его психологическое состояние.

     Ребенок должен научиться рисовать простые предметы: деревья, солнце, траву, цветы, дома, человека и распределять их на листе бумаги. Затем необходимо научить ребенка заштриховывать цветными карандашами картинки и различные орнаменты, в этом вам помогут альбомы для раскрашивания. Ребенку надо показать, что начинать лучше не от центра фигуры, а от боковых линий к центру, постепенно расширяя или сужая размах карандаша. Воспитание аккуратности в штриховке приведет к свободному владению карандашом и облегчит в будущем овладение написанием прописных букв.

  4. Четкое произношение звуков.

      Важно, чтобы родители следили за чистотой и четкостью своего произношения. Если у ребенка наблюдается плохое произношение звуков, обратитесь к логопеду, так как неправильное произношение может сказаться на успеваемости ребенка не только в начальной школе, но и позже. Поэтому проявите активность и начните занятия с логопедом до поступления в школу. Успех работы логопеда зависит от помощи со стороны родителей, выполняющих все домашние задания специалиста. Звуки речи нуждаются в длительной автоматизации.

5. Развивайте зрительное и слуховое внимание и умение следовать инструкциям.

     В школе трудности с вниманием приводят к тому, что дети на уроке не могут следить за указаниями учителя, начинают импульсивно действовать, не дослушав до конца задание, поспешно или очень медленно его выполняют, из-за чего им приходится получать замечания учителя, у ребенка пропадает желание учиться. Приучайте ребенка прислушиваться к тихим звукам, например, гуляя в лесу или парке (давай послушаем, как падают листья, как поют птицы, как летит самолет, дует ветер, весной прорастает травка…). Поиграйте в игру, кто услышит больше звуков. Дома спрячьте громко тикающие часы, чтобы ребенок их нашел. Пусть ребенок отгадает, кто или что издает определенный звук.

     Ребенок должен уметь прослеживать глазами за ярким предметом, особенно важно умение следить глазами в направлениях слева направо и сверху вниз – это предпосылки формирования навыка чтения. Зрительное внимание развивается у дошкольника в процессе занятий с картинным лото, когда надо заполнить маленькими карточками большую карту с рисунками на ту или иную тему.

     Научите малыша выполнять многоступенчатые инструкции: «подойди к столу, положи альбом и принеси красную книгу и зеленый карандаш» (два-четыре пункта в одном предложении). Это подготовит ребенка к выполнению требований учителя на уроке.

6. Развивайте восприятие речевых звуков.

      Начинайте с гласных звуков: А, О, У, И. Затем гласные Ы, Э. Произносите или напевайте гласные (А-О-Э), а ребенок пускай хлопает, когда услышит, например, А. После отработки гласных переходите к согласным, которые уже не поются, а произносятся коротко, отрывисто («Б», а не БЭ; «Р», а не РЭ). Ребенок должен на слух выделять определенный звук из ряда звуков или слогов.

7. Делите слова на слоги.

     Это можно сделать с помощью хлопков в ладоши. Проговаривайте слово и вместе с ребенком отхлопывайте его слоговую структуру. Начинайте с простых слов с открытыми слогами: ма-ма, во-да, лу-жа, лу-на, не-бо, ма-ши-на. Позже подключайте слова с закрытыми слогами и стечениями согласных звуков: пе-тух, ве-ник, бан-ка, вед-ро, ста-кан, фар-тук, те-ле-фон, ба-боч-ка, све-то-фор, пер-чат-ки, мост, хлеб, свеч-ка.

8. Учите выделять звуки из слова.

      Какой звук слышишь в начале? Какой звук стоит в конце? Какой звук на третьем месте? Назови все звуки в слове по порядку. Сколько их получилось? Купите ребенку пластиковые или магнитные буквы, и пускай он складывает из них слова.

9. Учите пересказывать сказки или рассказы.

      Ребенок должен научиться пересказывать содержание мультфильма с обязательным умением называть имена героев, не размахивая при этом руками. Если ребенку трудно начать, помогите ему с помощью вопросов. К 6 годам дети должны правильно строить предложения, уметь с выражением прочитать стихотворение, рассказать сказку, описать картинку или серию картинок, связать начало, продолжение и конец рассказа. Обсуждайте с ребенком прочитанное произведение:

выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.

спросите, понравилось ли произведение. Чем?

что нового, интересного он узнал?Попросите ребенка рассказать вам о главном герое, главном событии рассказа, стихотворения. Как описана природа? Какие слова и выражения ему запомнились? Чему научила его книга? предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.                             

 Уважаемые родители! Желаем Вам удачи в трудном, но интересном процессе подготовки ребенка к школе.

Вот примерный список того, что должен знать ребенок, поступающий в первый класс:

1. Назвать свое имя, фамилию, домашний адрес..
2. знать имена и отчества своих родителей.
3. Знать названия и признаки времен года.
4. Знать названия месяцев года, назвать текущий.
5. Знать названия дней недели (в утренней беседе по дороге в детский сад).
6. Объяснить почему одних животных называют дикими, а других – домашними. Объяснить, какую пользу приносят разные домашние животные человеку.
7. Назвать главные внешние (анатомические) отличия птиц и животных (нос-клюв, перья-шерсть, лапы-крылья, их количество и т.д.)
8. Назвать детенышей лошади, коровы, овцы, козы, собаки, кошки, свиньи, медведицы, лисы, волчицы, белки, ежихи, курицы, утки, гусыни, индюшки.
9. Посчитать до 8 детенышей вышеперечисленных животных и птиц.
10. Знать, что овощи растут в поле или огороде, а фрукты в саду.
11. Привести примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах, и которые растут на деревьях.
12. Привести примеры овощей, которые растут в земле, лежа на грядке или висят на ветках.
13. Назвать овощи и фрукты красного, зеленого, жёлтого, оранжевого цвета.
14. Назвать лесные деревья, кусты, ягоды и грибы.
15. Как назвать одним словом жуков, бабочек, пауков.
16. Кто живет в море.
17. Назвать комнатные растения, которые есть дома и в детском саду.
18. Какой транспорт называют воздушным, морским, наземным, подземным и подводным.
19. Определить лишний предмет:
помидор, огурец, яблоко, морковь;
зайчонок, котенок, бельчонок, волчонок;
лодка, грузовик, корабль, катер
шуба, шапка, сапоги, шарф;
затылок, подбородок, переносица, пятка.
20. Показать левый глаз, правое ухо, левое колено, правый локоть.
21. Дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого колена.
22. Как называется город, в котором живем.
23. Какие профессии знает.
24. Кем работает мама и папа.
25. Какие предметы в комнате похожи на шар, треугольник, квадрат, круг.
26. Какие предметы относятся к мебели, посуде, одежде, фруктам, овощам, обуви.
27. Чем отличаются гласные звуки от согласных.

Список не исчерпывающий, но дающий возможность ориентироваться в возможностях своего ребенка, и определять направления, которые требуют дополнительной проработки.
Удачи Вам и Вашему первокласснику.

nsportal.ru

Что должен знать и уметь будущий первоклассник

Всего несколько десятилетий назад знакомство с буквами и цифрами происходило у детей только при поступлении в школу. К сегодняшним будущим ученикам предъявляют достаточно серьезные требования. Многое, чему раньше учили первоклассника, сегодня он должен освоить еще до школы.

Готов ли Ваш ребенок к школе? Что должен уметь ребенок к 1 классу?

Отставание в речевом развитии служит серьезной преградой к полноценному усвоению знаний. По тому, как разговаривает дошколенок, можно определить уровень его подготовки к обучению в 1 классе и судить о его развитии в целом.

Будущий школьник должен:
  • Правильно и отчетливо выговаривать все звуки и слова со сложным произношением.
  • Не стесняться принимать участие в общем разговоре.
  • Правильно формулировать полноценный ответ на вопрос и самому научиться грамотно их задавать.
  • Находить в потоке речи те звуки, о которых его попросят.

Кроме того, что будущий ученик должен иметь хорошо развитую речь, выговаривать правильно слова и звуки, к сегодняшней подготовке дошкольника предъявляют еще целый ряд требований.

Знания, с которыми ребенок должен прийти в 1 класс

Достижения в общем развитииГотовясь стать первоклассником, будущий школьник должен:
  • Назвать свое имя, отчество и фамилию.
  • Знать имена близких родственников и, конечно же, родителей.
  • Уметь рассказать о том, кем они работают.
  • Знать название улицы, на которой живет, назвать номер дома и квартиры.
  • Нелишним является знание номера домашнего телефона.
  • Знать в какой стране и городе он живет.
  • Различать времена года, помнить количество месяцев в году и их названия.
  • Помнить, сколько дней в неделе и назвать каждый из них.
  • Различать явления, происходящие в природе.

Кроме того, дошкольник должен уметь рассказывать любимые стихи, сказки или интересные истории, придумывать небольшие рассказы по картинкам. Дошкольник должен уметь отличать фрукты от овощей или ягод, деревья от кустарников, домашних животных от диких зверей. Будущий ученик должен знать названия растений, птиц или животных, которые распространены в той местности, где он живет

 

Уровень развития математических знаний

Хорошо подготовленный к школе будущий первоклассник должен:
  1. Знать все цифры (от 0 до 9).
  2. Считать до 10, при этом не обязательно от единицы. Если ему назвать, к примеру, цифру 3, он должен продолжить числовой ряд.
  3. Называть в пределах 10 соседние с выбранной цифрой числа.
  4. Сравнивать числа в пределах десяти (больше, меньше).
  5. Знать названия таких геометрических фигур, как круг, квадрат и треугольник.
  6. Уметь оперировать такими понятиями, как больше, меньше или равно.
  7. Решать простейшие математические задачки на сложение и вычитание.
  8. Уметь выделять в отдельные группы предметы со схожими признаками (например, по цвету или форме).
 

Навыки чтения и письма

Сегодня уже никого не удивляет тот факт, что большинство детишек, первый раз севших за школьную парту, умеют читать. Кого-то специально учили родители, а кто-то научился складывать буквы в отдельные слоги или слова самостоятельно.

Дошкольник, которого можно назвать подготовленным к обучению в 1 классе, уже обладает некоторыми знаниями в области русского языка:

  • Различает согласные и гласные буквы.
  • Понимает, чем отличается буква от звука.
  • Умеет подобрать несколько слов на любую из букв.
  • Определяет, где находится та или иная буква – стоит в начале, в центре или же в конце слова.
  • Умеет разделять слово на отдельные слоги.

Если развитие мелкой моторики у будущего первоклашки соответствует его возрасту, то он хорошо владеет руками и к началу обучения в школе уже может:

  1. Удерживать правильно  в руке карандаш, ручку или кисть для рисования.
  2. Обводить картинки по контуру, не отрывая карандаш или ручку от бумаги.
  3. Рисовать прямые и волнистые линии, простые фигурки, может дорисовать по образцу половинку рисунка.
  4. Дошколята аккуратно используют карандаши и краски при оформлении раскрасок. Они уже не вылезают за контуры рисунка.

Как узнать, готов ли ребенок к школе психологически

Чтобы с первых дней обучения в школе занятия не превратились для ребенка в непосильную ношу, нужно обратить внимание не только на первоначальные знания, с которыми малыш идет в первый класс. Большую роль в успешном обучении играет психологическая готовность маленького человечка к вливанию в новый коллектив и обучению.

Психологическая незрелость ребенка может вызвать затруднения в обучении. Проблемой для первоклассника может оказаться как непонимание какого-либо предмета, так и его неусидчивость и невнимание. Поэтому задачей родителей и воспитателей в детском саду является не только обучение дошкольника знаниям, необходимым при поступлении в школу, но и его психологическая подготовка.

Развитие у ребенка тяги к познанию и усидчивостиРебенку бывает сложно сконцентрироваться на школьной программе из-за того, что спокойно высидеть 30-45 минут на уроке ему просто не по силам. Поэтому перед школой важно не только выучить с ребенком алфавит или научить его считать. Необходимо развивать у дошколят усидчивость и тягу к познанию нового.
Только знания являются залогом успеха в жизниБудущему первокласснику нужно объяснить, что он идет в школу не потому, что так положено и в школу ходят все дети, а потому, что только полученные в процессе обучения знания помогут ему в будущем стать достойным и успешным человеком и добиться больших успехов в жизни.
Обучение в школе — ответственное и важное заданиеСобирающемуся стать первоклассником малышу нужно объяснить, что учеба в школе – это самое важное и ответственное задание. Ребенка в школьной жизни должны привлекать не только ее внешние атрибуты – красивая форма и новенький портфель, но и возможность каждый день узнавать что-то интересное, обогащая свою жизнь новыми знаниями и впечатлениями.

К сожалению, нашим детям не оставили выбора, когда практически везде ввели обучение в школе с 6 лет.

Поэтому только внимание и забота близких людей помогут психологически не готовому к школе ребенку преодолеть трудности на первом этапе обучения.

Несколько советов родителям первоклассника

  1. Не ругайте ребенка, если у него что-то не ладится с обучением. Выясните причину, по которой малыш не усвоил тот или иной материал, и помогите решить проблему.
  2. Никогда не говорите ребенку, что он бестолковый, не способный к обучению человек. Если малыш не справляется с каким-либо заданием, нужно не ругать, а всячески помогать ребенку, разобраться в проблеме.
  3. Не нужно сравнивать свое чадо с другими, более способными учениками. Это не поможет ребенку учиться лучше, а только понизит его самооценку и приведет к закомплексованности.

Чтобы у ребенка возникало как можно меньше проблем с обучением в 1 классе, подготавливайте его постепенно, начиная задолго до того момента, когда перед ним первый раз откроются двери школы. Поделитесь с друзьями:

baragozik.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *