Реализуемые образовательные программы

Основная и дополнительные образовательные программы

 

№ п/п

Вид образовательной программы

Уровень образования  

Наименование (направленность) образовательной программы

форма обучения,

срок освоения 

Основная 

Дошкольное образование

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования

 " Истоки " под редакцией Л.А. Парамоновой  

 очная,

5 лет

Дополнительная

Дошкольное образование дети

с 2 до 7 лет

Программа «Музыкальные шедевры», Радынова О.П

очная,

5 лет

3

Дополнительная

Дошкольное образование дети

с 2 до 7 лет

Программа музыкального воспитания детей «Ладушки» И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева.

очная,

5 лет

Дополнительная 

 Дошкольное образование дети с 3 до 7 лет

Программа дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию «Дорогою добра», по ред. Л.В. Коломийченко

очная,

4 года

 5

Дополнительная 

Дошкольное образование

 дети с 4 до 7 лет

Программа «Саган Дали» Могоевой Д.Д

Учебно-методический комплекс «Амар мэндэ-э» Г-Х.Ц. Гунжитовой, О.А. Дареевой, Б.Д. Шожоевой.

очная,

 3 года

6

Дополнительная 

Дошкольное образование

 дети с 2 до 3 лет

Программа «Первые шаги»

Е.О.Смирнова, Л.Н. Галагузова, С.Ю. Мещерякова

очная,

 1 год

 

  1. Основная   общеобразовательная  программа МБДОУ № 95 разработана  с учетом примерной ООП дошкольного образования "Истоки", разработанная коллективом авторов – сотрудников Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, научный руководитель Л.А. Парамонова, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

  Цель Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование  основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. 
Цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. 
Для достижения цели Программы первостепенное значение имеют: 
•забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка; 
•создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; 
•максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; 
•вариативность использования  образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка; 
•творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса; 
•уважительное отношение к результатам детского творчества. 
• вариативность использования  образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка; 
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; 
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения. 

                                                         

 

  1. Социально – коммуникативное развитие дошкольников педагоги учреждения реализуют через парциальную программу «Дорогой добра» под редакцией Л.В. Коломийченко.

Основная цель программы: формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений (гуманного - к людям, бережного к достояниям культуры, как результатам человеческого труда, уважительного к истории семьи, детского сада, страны, толерантного – ко всему иному в человеке: возрасту, полу, национальности, физическим возможностям и др.). Своевременное, соответствующее возрастным, половым, этническим особенностям детей дошкольного возраста, и качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня, социально – коммуникативного развития дошкольников

В содержании программы в качестве основы выступает общение ребёнка с взрослыми. Программа направлена на достижение целевых ориентиров социально-коммуникативного развития, заявленных в ФГОС ДО, и представлена отдельными видами социальной культуры (нравственно-этическая, гендерная, народная, национальная, этническая, правовая, конфессиональная), доступными для восприятия и усвоения детьми. Она является компилятивной (объединяющей различные разделы воспитательно-образовательного процесса), парциальной (по отношению к комплексным программам), открытой (допускающей возможность авторских технологий в ее реализации).

С целью демонстрации динамики и усложнений в разных сферах социально-коммуникативного развития задачи в программе представлены по разделам, а их дифференциация по возрастным периодам – в блочно – тематических планах.

Содержание программы представлено в следующих разделах:

 

Раздел программы

Блоки раздела

«Человек среди людей»

«Я – человек: я мальчик, я – девочка»

«Мужчины и женщины»

«Моя семья»

«Детский сад – мой второй дом»

«Человек в истории»

«Появление и развитие человека на Земле»

«История семьи»

«история детского сада»

«Родной город»

«Родная страна»

«Моя Земля»

«Человек в культуре»

«Русская традиционная культура»

«Культура других народов»

«Человек в своем крае»

«Родной край»

 

Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к социальной культуре. Наличие разделов, блоков и тем способствует системному и целенаправленному блочно-тематическому планированию процесса реализации программы.

 

Возрастная категория

младшая группа

3-4 года

средняя группа

4-5 лет

старшая группа

5-6 лет

подготовительная группа 6-7 лет

Разделы

"Человек среди людей"
"Человек в культуре"

Человек среди людей" "Человек в истории" "Человек в культуре"

"Человек среди людей"
"Человек в истории"
"Человек в культуре"

"Человек среди людей"

"Человек в истории"
"Человек в культуре" "Человек в своем крае"

 

Художественно – эстетическое развитие детей музыкальные руководители учреждения реализуют через программы «Музыкальные шедевры», Радыновой О.П. и программу музыкального воспитания детей «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой.

Основные цели работы музыкальных руководителей по этим программам: введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой, поскольку не дает чувствовать ребенка некомпетентным в том или ином виде деятельности. Формирование основ музыкальной культуры детей, начиная с раннего возраста

 

3.Программа «Музыкальные шедевры» - в настоящее время единственная программа по слушанию музыки и ориентирована на детей от трех до семи лет.

Цель программы «Музыкальные шедевры» – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет.

Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма). Содержание выписано в 6 темах, каждая из которых изучается в течение одного – двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале:

-музыка выражает настроение, чувства, характер людей;

-песня, танец, марш;

-музыка рассказывает о животных и птицах;

-природа и музыка;

-сказка в музыке;

-музыкальные инструменты и игрушки

В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.

Особенность подбора определенных методов зависит во многом от возраста детей, ведь в раннем возрасте в основном через практические и наглядно-зрительные, а затем и наглядно-слуховые методы можно показать определенный характер музыки. О. Радынова рассматривает и формы организации музыкальной деятельности детей, поскольку процесс слушания (восприятия музыки) может использоваться в тематических занятиях, театральных постановках или, например, концертах. Выписаны автором и критерии оценки уровня «сформированности музыкальной культуры детей». Нам видится, вполне вероятным адаптировать данную программу и для раннего возраста. Основным положительным качеством данной программы, несомненно, является большое количество изучаемых произведений. Содержанием программы «Музыкаль­ные шедевры» являются подлинные образцы мировой музыкальной культуры, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей.

Программа «Музыкальные шедевры» основана на накоплении ребенком опыта восприятия музыкального искусства подобно про­цессу овладения речью, для которого необходима речевая среда и который предполагает определенный сензитивный период (до трех лет). Чтобы «овладеть» музыкальным языком, чувствовать и осмыс­ливать выразительность музыкальной речи, ребенок должен нахо­диться в музыкальной среде, накопить опыт восприятия музыкаль­ных произведений высокого искусства. Накапливая опыт восприя­тия различной по стилю музыки, ребенок постигает «интонацион­ный словарь» разных эпох.

Принципы построения программы «Музыкальные шедевры». Формирование музыкальной культуры детей обеспечивается от­бором произведений музыкальной классики и народной музыки, являются для детей «эталонами красоты», определяющих содержание музыкального образования, пересмотром технологии изучения репертуара на основе создания гибкой, спиралевидной, адаптивной модели систематизации музыкальных произведений по разработанным прин­ципа: тематическому, концентрическому (цикличности), контрастно­го сопоставления произведений, синкретизма, адаптивности. Названные принципы обеспечивают гибкость применения ре­пертуара в зависимости от индивидуальных, возрастных особеннос­тей детей и педагогической целесообразности.

Основной принцип построения программы — тематический (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного-двух ме­сяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе). Тематический принцип позволяет раскрыть детям специфику язы­ка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует зна­ния, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям.

 

4.Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.

В программе определены:

- задачи музыкального воспитания и развития детей в каждой возрастной группе;

- структура каждого занятия с учетом возрастных и психофизиологических возможностей ребенка;

- результаты освоения программного содержания в каждой возрастной группе;

- рекомендуемый музыкальный и музыкально-игровой репертуар;

- рекомендации по взаимодействию с детьми на занятиях.

Эта программа ориентирована на развитие творчества, фантазии ребенка, способности к самовыражению. Это дает возможность вызвать эмоциональную отзывчивость у детей, помогает их раскрепостить, а также формирует устойчивый интерес к занятиям.

Особое внимание в содержании программе уделяется музыкально-ритмическим играм, которые развивают ритмический слух, слуховое внимание, позволяет успешно осваивать игру на музыкальных инструментах.

Программу «Ладушки» тесная связь с художественным словом. В процессе различных видов музыкальной деятельности дети слышат много прибауток, небольших стихов, которые впоследствии используют в повседневной жизни. Программа предусматривает использование в музыкальной деятельности интересного и яркого наглядного материала, который заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого – эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.

Задачи программы «Ладушки»

Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.

Заложить основы гармоничного музыкального развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии)

Приобщать детей к русской народно-традиционной, мировой музыкальной культуре и художественной культуре русского народа.

Подготовить детей к освоению разнообразных приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.

Развивать коммуникативные способности, возможности творческого использования музыкальных впечатлений в повседневной жизни.

Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.

Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.

Формы организации: различные виды занятий (типовые, комплексные, доминантные, тематические), вечера досуга, самостоятельная игровая деятельность, праздники и развлечения, самостоятельная досуговая деятельность.

Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии. Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагога-музыканта и нормативным способом.

 

5.Национально-региональный компонент реализуется через обучение детей дошкольного возраста бурятскому языку. Учитель бурятского языка в своей работе использует программы «Саган Дали» Могоевой Д.Д. и учебно-методический комплекс «Амар мэндэ-э» Г-Х.Ц. Гунжитовой, О.А. Дареевой, Б.Д. Шожоевой. Основная цель: воспитание интереса и уважения к культуре бурятского народа. Формирование у детей положительного отношения и интереса к бурятскому языку, развитие навыков социальной межкультурной коммуникации. Овладение детьми первичной коммуникации на бурятском языке. Ведущая цель программы: Формировать у детей речевые умения (аудирование, говорение) и навыки (произносительные, лексические и грамматические) устной бурятской речи.

 

6.Для эффективного решение проблем адаптационного периода детей раннего возраста и созданию благоприятных условий для пребывания в детском саду воспитатели используют в работе программу «Первые шаги» Е.О.Смирновой, Л.Н. Галагузовой, С.Ю. Мещеряковой. Основная цель: Обеспечение преемственности раннего и дошкольного возраста. Развитие целостной личности ребенка.

 

Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 95 «Рябинушка» общеразвивающего вида г. Улан-Удэ


Программа развития